Татьяна Хейфец
Отдых на море – это, пожалуй, наиболее популярный выбор жителя средней полосы. Однако провести свой отпуск можно не только на морском побережье и песчаном пляже, но и непосредственно на волнах. Для этого нужно зафрахтовать подходящее плавсредство, научиться вязать морские узлы, загрузить трюм, ну, и – отдать швартовы! О нюансах и подробностях морского плавания нам рассказал Эдуард Мошкарин, который в августе испробовал такой вариант отдыха, а заодно реализовал давнюю мечту.
Прежде чем отдать швартовы, нужно их найти
«Конечно, туры на чартерных яхтах предлагаются и в турагентствах, но нам повезло – у нас есть хороший знакомый – яхт-брокер, который живет в Хорватии. Он подыскивает желающим яхты и сам их водит, – рассказывает Эдуард. – Поэтому мы полностью доверились ему в выборе плавсредства. Он же стал нашим капитаном».
В целом, фрахт морского судна похож на аренду авто: ты забираешь яхту после осмотра с полными баками и вернуть ее надо в том же виде. Сам выбор яхты осуществляется через Интернет, и он огромный: можно взять и маленькую парусную яхту за 2000 евро в неделю, небольшой (10 метров) катамаран за 2500-3000 евро (цены без топлива), а можно и респектабельное судно за… (здесь нет пределов). Понятно, что от статуса «посудины» зависит и предлагаемый на борту комфорт.
«Мы взяли на две семьи катамаран Lagoon 480 за 4900 евро в неделю. У нас не было кондиционеров и климат-контроля (на воде и не душно), зато было 4 каюты, большая кают-компания, кок-пит, кухня, два туалета, и палуба, – отмечает Эдуард. – Для 8 человек этого было вполне достаточно. Этакая дача на плаву с именем MareSalsa!»
Катамаран — это парусная яхта, которую составляют два корпуса, соединенные между собой. Такие катамараны имеют все достоинства парусных яхт, и при этом они более просторны, а главное – более устойчивы.
Непосредственная подготовка к путешествию включает в себя краткий «семинар» по морскому делу и технике безопасности от капитана и закупку провизии. Необъятный холодильник позволил путешественникам загрузить все, что было необходимо. Впрочем, в Хорватии, даже если ты на воде, голодным не останешься…
Курс на…
Маршрут морского путешествия будет отвечать вашим желаниям: можно плыть вдоль побережья, знакомясь с очаровательными хорватскими городками, можно выйти на просторы Адриатики и разглядывать очертания Италии (в давние времена хорватский Дубровник соперничал с Венецией за звание столицы Адриатического моря), можно уединиться в одной из множества бухт, пристав к какому-нибудь необитаемому острову…
Окруженные со всех сторон стихией, во время «переходов» вы ведете жизнь отдыхающих на корабле, с той лишь разницей, что готовите еду сами. При желании, конечно, можно взять с собой помощника, но, как правило, «нам кузнец не нужен». «Мы стартовали из Шибеника, туда и вернулись, – делится воспоминаниями Эдуард. – У нас были короткие переходы (самый большой – 80 км) и много парковок».
Возможностей «пристать» у любителей отдыха на плаву здесь достаточно. Остановки в так называемых «маринах» – бухтах с парковочными местами для яхт – позволяют не только воспользоваться удобным душем, поесть в кафе, по необходимости провести ремонтные работы на яхте и т.д. Это целые инфраструктуры для отдыхающих с развлечениями и разнообразным сервисом. Команда MareSalsa один день провела в знаменитой марине Frappe. Обладательница многих наград, а главное экологического знака «Голубой флаг», Frappe никому не дает скучать. Конечно, места в маринах имеют свою стоимость.
Но самые интересные стоянки – на ватерфронте, то есть в черте города. Представьте, что на месте «Авроры» припарковались яхты…У каждого прибрежного города Хорватии ватерфронт расположен прямо у главной набережной, в самой старой части города, где сосредоточены достопримечательности, кафе и проч. Будучи яхтовладельцем, ты оказываешься в центре городской жизни. Мимо ходят люди, смотрят на тебя, а ты на них… Эффектное зрелище – разные яхты, выстроившиеся в ряд, как на параде! «Снова возникают ассоциации с дачей: во-первых рядом соседи, а во-вторых, тоже некоторая ущемленность в комфорте. Впрочем, на ватерфронте можно увидеть такие плавсредства, что о дискомфорте грех говорить… Хоть яхт Абрамовича и не видели, но красивые суда были», – рассказывает Эдуард Мошкарин. Цена парковок на ватерфронте определяется размером яхты.
Третий вариант стоянок – на буях, то есть на плаву. Так делают в бухтах. Задача капитана – зайти в такую бухту, чтобы ветер в нее не дул, и яхта была «как у Христа за пазухой». Бросить якорь тоже можно, но такой необходимости почти не возникает.
Стоя в марине или на ватерфронте, вы можете кинуть трап на берег и отправиться погулять по городу, посидеть в кафешке. Пристав в бухте, так не сделаешь. Но, во-первых, в вашем арсенале обязательно окажется моторная лодка, на которой вы можете форсировать водное пространство, отделяющее вас от берега, а во-вторых, по утрам бухты «обегает» лодочка-магазин с продуктами, да не одна! И хотя покупки, совершенные на воде, стоят дороже, это тоже выход в некоторых ситуациях. А ситуации на море бывают разные… «Однажды прямо посреди бухты «сдох» мотор нашей лодки, – говорит Эдуард. – Это был отличный повод убедиться в том, насколько сильна в яхтсреде взаимовыручка и поддержка. К нам сразу бросились на помощь «соседи», было очень приятно».
Поднять паруса!
Идти под парусом – значит согласиться на качку, которая является спутником такого плавания. Но разве можно отказаться от этого удовольствия! На MareSalsa лишь однажды были подняты паруса, но двум членам экипажа и этого оказалось достаточно… Эдуард же вспоминает эти несколько часов с трепетом. Как и роскошные лунные дорожки на ночных стоянках.
Кстати, если вы планируете лично иметь дело с парусом (а без этого не обойтись, ведь капитан находится у руля), то не забудьте захватить перчатки для серфа и обувь с резиновой подошвой и закрытым носом. В процессе швартовки яхты может случиться всякое, ведь яхта – не автомобиль, и тормозов у нее нет. Это «живое» плавсредство, управлять им не так просто. «Слаженное действие команды на борту приводит к идеальной парковке, – теперь не понаслышке знает Эдуард. – Нам всем пришлось выполнять определенные роли: мужская часть команды отдавала швартовы, женщины отвечали за фендеры (мягкие мешки на боках яхт, которые защищают борта судна от ударов о другие яхты). Все мы, в том числе дети, научились вязать морские узлы!»
По воде команда MareSalsa посетила и знаменитый хорватский заповедник Карнаты. Купание в прозрачных озерах на фоне удивительных пейзажей, пронизанных легендами, – незабываемые эмоции. В целом, команде пришлось окунуться в соленую (море), полусоленую (дельта реки Кырки) и пресную воду!
Два последних дня отдыхающие провели на суше. В один из дней ездили в национальный парк на Плитвицкие озера. Это еще одно чудо Хорватии, которое сложно описать словами: 16 цветных озер, расположенных причудливыми ступенями и перетекающих одно в другое… В целом, Хорватия привлекательна богатым историческим наследством – здесь можно увидеть множество объектов старины почти в идеальном состоянии.
Такое путешествие позволяет не только увидеть много интересного, но и приобщиться к морскому делу. «Мы узнали новые команды. При швартовке, например, звучит команда «Снять трусы!» Обозначает она только одно – нужно освободить леера (тросы, которые идут вдоль борта) от развешенной одежды и полотенец. Узнавая такие «секреты», начинаешь чувствовать себя настоящим морским волком!» – улыбается Эдуард.
Если вы решили арендовать яхту, то учтите: