Борьба за трезвость как неотъемлемая часть общенационального проекта возрождения страны

Русская Православная Церковь уделяет значительное внимание утверждению трезвого образа жизни. Некоторое время назад на заседании Священного Синода был создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы . Его сопредседателями стали известный писатель Валентин Григорьевич Распутин и наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). В Совет вошли известные ученые, деятели культуры, священнослужители.

 Задача Совета - донести правду о размерах алкогольной опасности до каждого человека. Его члены считают, что этой проблемой необходимо заняться неотложно и на общегосударственном, общенародном уровне. Цель, которую ставит перед собой Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы, в первую очередь, просветительская. Создана особая программа, которая получила название «Проект «Общее дело» . В рамках этой программы снимаются документальные фильмы, социальная реклама, готовятся интернет-сайты, брошюры. Первый федеральный канал принимает активное участие в проекте.

Одной из чрезвычайно важных площадок, на которых Церковь возвышает свой голос против страшной беды пьянства, стал Всемирный Русский Народный собор. Присутствующим известна его резолюция от 23 мая 2009 года «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы». Напомню, что собор констатировал: сверхвысокое потребление алкоголя является одной из основных причин глубокого демографического кризиса, угрожающего как территориальной целостности Российской Федерации, так и самому существованию ее государственности. «Алкогольные проблемы современной России, - говорится в резолюции, - принимают масшатбы гуманитарной катастрофы, приводя к постыдно высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, сиротства, алкоголизма. Алкоголь в России является, согласно расчетам экспертов, причиной, по разным данным, от 550 тысяч до 700 тысяч смертей в год, или примерно четверти от их общего количества».

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если в стране в год на душу населения потребляется более 8 литров алкоголя (в переводе на чистый спирт). После этого порога начинается необратимое угасание этноса.

По официальным данным Роспотребнадзора (экспертные оценки даже выше), душевое потребление поднялось до 18 литров чистого алкоголя в год. Порог безопасности, определенный ВОЗ для любой страны в 8 литров, превышен, по крайней мере, вдвое - без принятия самых экстренных мер деградация России, ее народа неизбежна.

Давайте вдумаемся, что такое 18 литров спирта? Много или мало? Это соответствует 45 литрам водки или 90 полулитровым бутылкам. Таково потребление в среднем на душу населения, включая и младенцев, и старух, и непьющих. Мужчины, а их в стране меньше, чем женщин, выпивают 80 процентов общего объема спиртного. Главные потребители в возрасте от 15 до 65 лет. А это означает, что на одного взрослого мужчину приходится 244 бутылки в год!

Каждый второй из живущих сегодня в России 40-летних мужчин не доживет до 60 лет (50%), а в бедной, но непьющей Албании - только каждый двадцатый (7%).

По данным ВОЗ, из 100 юношей-выпускников школ 2009 года - в Англии доживут до пенсии 90 человек, а в России лишь 40. Основная причина, по мнению экспертов ВОЗ, - алкоголь.

По данным общероссийского опроса молодежи, проведенного Минобразования России по репрезентативной выборке в 2002 г., алкогольные напитки (включая пиво) потребляют 80,8% подростков и молодежи. За десятилетие, с 1993 по 2003 гг., возраст приобщения к алкоголю снизился с 16 до 13 лет.

По данным Роспотребнадзора, ежедневно (вдумайтесь в это слово) в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек. Злоупотребление алкоголем в юности увеличивает в 5-6 раз риск развития алкоголизма и смерти, особенно насильственной, в будущем.

По данным МВД России за 2007 год, более 78,5% преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алкогольного опьянения, число осужденных несовершеннолетних за преступления, совершенные в нетрезвом состоянии, составляет около 30 тысяч человек в год.

Злоупотребление алкоголем приводит к глубокому кризису в России института семьи. Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей.

Смертность от алкогольных отравлений в России - самая высокая в мире.

Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню разводов.

Согласно опросам населения, алкоголизм и наркомания - самые распространенные из причин разводов.

По уровню самоубийств Россия в последние годы занимает стабильно второе место из более чем 200 стран мира.

В России в нетрезвом виде погибает около половины самоубийц, значительная часть которых не совершила бы роковой шаг, если бы не находилась в состоянии опьянения.

По расчетам, подтверждаемым данными МВД, с алкоголем связано большинство убийств в России.

Большинство убийц в России нетрезвы в момент убийства. Смертность от убийств в России - самая высокая в Европе (26,01 случаев на 100 тыс. чел.). В 2004 г. она была в 50 (!) раз выше, чем в Великобритании (0,52), в 9 раз выше, чем в Румынии (2,91) и в 2,6 раз выше, чем на Украине (9,03).

В Германии, Португалии, Великобритании, Австралии, США, Польше, на Украине существуют законы, оберегающие нравственное состояние детей и молодежи. Есть специальные законы, защищающие подрастающее поколение от влияния алкогольного и табачного бизнеса, от вовлечения их в незаконную деятельность, от неблагоприятного воздействия информационной среды и т. д.

В России, к сожалению, комплексных мер пока нет. Действующее законодательство в области защиты детей носит фрагментарный характер, правовые нормы зачастую декларативны и не обеспечены гарантиями и механизмами реализации.

К чему приводит такая правовая «беспечность»? Посмотрим статистику: наркотики дети пробуют в 14 лет. Россия находится среди лидеров не только по уровню потребления детьми наркотиков, алкоголя и табака, но также и по уровню самоубийств среди подростков, по числу абортов среди девушек до 19 лет! Как подсчитали социологи, сегодня 55 процентов молодежи готовы преступить через моральные нормы ради достижения личного успеха.

Проблемы алкоголизации самым тесным образом пересекаются с вопросами духовного климата в обществе, вопросами смысла жизни нации.

Однако, прежде, чем говорить об этом, вернемся к конкретным мерам, предложенным Всемирным Русским народным собором.

Вот эти меры:

1. Полностью запретить продажу любых алкогольных напитков, включая пиво, в ларьках и киосках.

2. Ограничить розничную торговлю любыми алкогольными напитками, включая пиво, только торговыми точками, имеющими торговые залы площадью не менее 50 кв. м. для городской местности и 30 кв. м. для сельской (за исключением ресторанов и баров).

3. Отменить практику заявительного лицензирования на торговлю алкоголем и ввести разрешительное лицензирование, для всех алкогольных напитков, включая слабоалкогольные и пиво, предусматривающее возможность квотирования с учетом численности населения.

4. Ужесточить меры административной ответственности - штрафы, лишение лицензий - за продажу алкоголя несовершеннолетним. Законодательно исключить возможность повторного получения лицензий лицам, ранее наказанным за продажу алкоголя несовершеннолетним. Эффективная информационная кампания на центральных и региональных телеканалах, в печатных СМИ по приданию широкой огласке нетерпимых для российского общества фактов продажи алкоголя несовершеннолетним может заставить хозяев магазинов предпринять решительные действия по пресечению впредь подобных случаев.

5. Законодательно запретить производство и продажу слабоалкогольных коктейлей, включающих одновременно алкоголь и кофеиносодержащие добавки, как наносящих значительный вред, в первую очередь здоровью подрастающего поколения.

6. Вернуть действовавшее ранее в нашей стране положение, разрешающее торговлю крепкими алкогольными напитками только с 11.00 до 19.00, кроме кафе, ресторанов, баров.

7. Установить меры уголовной ответственности за несанкционированное производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта выше 15%, за исключением производства для личных целей.

8. Ввести законодательное требование к производству и обороту спиртосодержащей продукции парфюмерного и медицинского назначения - изделия объемом более 25 мл должны производиться исключительно в прочных, герметичных упаковках с диспенсером, либо в виде спреев или иных распылителей.

9. Ввести законодательное требование к производству и обороту медицинских настоек с содержанием этанола не более 15%.

10. Поэтапное повышение акцизов на алкоголь, особенно на крепкие напитки, темпами, превышающими инфляцию.

11. Признать пиво с содержанием этилового спирта более 3,5% алкогольной продукцией, в соответствии с общепринятой международной практикой.

12. Проведение плановой общенациональной информационной кампании на основе разработок проекта «Общее дело» в сотрудничестве со СМИ и общественными организациями.

Мы считаем, что значительная часть из этих мер может быть реализована и на уровне регионального законодательства.

При развертывании компании в средствах массовой информации необходимо четко и недвусмысленно подчеркивать - вопреки устоявшемуся мифу пьянство вовсе не присуще изначально русскому народу.

Напомню, что великорусская народность сформировалась на территории современных регионов Центральной России примерно тысячу лет назад из самых разных племен как славянского, так и финно-угорского происхождения. Генетическая основа русских и других близких им народов, в отличие от народов Средиземноморского бассейна, формировалась в тот период, когда они не знали ни виноградного вина, ни водки. Ивановская, Владимирская, Ярославская области как раз и являются частью пространства этого общерусского этногенеза.

Могут спросить: «Но разве питие не было характерно для славян. Разве, согласно памятнику древнерусской литературы, «Повести временных лет», святой благоверный князь Владимир не отказался принять ислам по конкретной причине - «Веселие Руси есть питии и не можем без того бытии»?

Нет, это вовсе не так. Под «веселием Руси» князь имел в виду вовсе не пьянство всего населения, а очень конкретную социальную форму взаимодействия князя и дружины - пир. Медовые напитки, употреблявшиеся во время этого пира, были лишь частью многообразного праздничного общения военачальника и его воинов. «Русь» здесь - не народ, а варяги, не крестьяне, а профессиональные воины. Не более того.

Ни в одном древнерусском письменном памятнике до монголо-татарского нашествия нет упоминания о пьянстве среди русского народа. Наши предки не знали виноградного вина. С водкой Россию познакомила Европа в 1428 году. Причем первоначально водка продавалась у аптекарей в качестве лекарства.

Заграничное зелье быстро обнаружило свое коварное действие. Поэтому ввоз водки из-за границы был запрещен.

Вторично водка вновь стала распространяться на Руси в XVI веке, в царствование Ивана Грозного. По его повелению открыли в столице питейное заведение, которое народ так и назвал: «царев кабак».

Спустя годы Петр I открыл дорогу свободному ввозу из Европы и продаже водки. Еще более сильный прилив этого зелья в России наблюдается в годы царствования Екатерины II. Спаивание народа, порой даже насильственное, постепенно становится одним из способов пополнения бюджета.

Однако в русском народе, в первую очередь, в крестьянской общине, проявлялся чрезвычайно сильный антиалкогольный инстинкт. Это особенно выявилось в период подготовки так называемых «Великих реформ» 60-х годов XIX века.

Реформаторы зачастую сами владели крупными винокуренными предприятиями и были кровно заинтересованы в реализации их продукции. Напомню, что такой известный деятель «освободительного движения», как А.Кошелев нажил на винокурении колоссальное по тем временам двухмиллионное состояние. Кабаки отдавались на откуп и крестьяне попадали в кабальную зависимость к кабатчикам.

В конце 50-х годов XIX века в России возникает волна общего трезвеннического движения. То в одном, то в другом крае огромного государства стихийно образуются островки трезвости. С 1858 года начали создаваться общества трезвости по всей Русской земле. О том времени история хранит свидетельства о всенародном, порой и стихийном выступлении против алкоголизма. Здесь есть и примеры сельских сходов, где требовали закрытия кабаков, и порой дерзких действий - погромов питейных заведений.

В 1859 году Святейший Синод Русской Православной Церкви определил, что «благословляет священнослужителей ревностно содействовать возникновению в городах и сельских сословиях благой решимости воздержаться от вина».

Крестьяне некоторых селений составляли «приговоры, чтобы у них не открывали винных лавок». Чиновники, однако, быстро рассчитали снижение доходов и забили тревогу. Министерство финансов издало приказ: «...Приговоры городских и сельских обществ о воздержании уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходней для сей цели не допускать». Мало того, организовывались даже карательные экспедиции, а в 1858 году в тюрьмы «по питейным делам» были брошены и осуждены 11 тысяч крестьян. Несмотря на это движение трезвенников разрасталось. И правительство вынуждено было сделать уступку: в 1860 г. откупную систему распространения алкоголя отменили.

В целом, до начала XX века Россия оставалась одной из самых трезвых стран мира. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Душевое потребление алкоголя было меньше 3 литров в год. Напомню, что сейчас - 18 литров.

Рост потребления алкоголя оказался напрямую связан с ломкой традиционных ценностей, с постепенным подрывом неизменного столпа русской национальной жизни - сельской общины. Бурный рост городов и промышленного производства имел свою ярко выраженную теневую сторону. Мы привычно произносим первую строчку известного стихотворения: «Манчестера русского трубы дымят...», забывая ее продолжение - «и дым пеленою тяжелой скрывает усталого солнца закат над тихою рощей сосновой». Вчерашние крестьяне оказывались вдали от привычного общественного и природного уклада, на огромных фабриках, где непрерывно грохотали машины, как правило - в переполненных казармах, рядом с принадлежащим фабриканту кабаком.

Массовое движение за трезвость, всегда поддерживавшееся Русской Православной Церковью, стало естественной здоровой реакцией русского народа на эти явления. Количество обществ трезвости исчислялось многими тысячами. Огромное число их участников абсолютно воздерживалось от алкоголя.

Тем не менее, к 1914 году уровень потребления алкоголя достиг ранее неслыханно высокой отметки - 4,7 литра на душу населения (сейчас - 18 литров). Поразительно - несколько десятилетий затем ситуация выглядела совершенно по-другому.

В 1914 году накануне Первой мировой войны в России был принят «сухой закон». Он стал возможен именно в результате массового народного движения за трезвость.

В итоге производство и потребление алкоголя в России сократилось почти до нуля - меньше 0,2 литра на человека в год, то есть меньше стакана алкоголя на человека в год.

Сухой закон существовал 14 лет и был отменен в 1925 году. Указ о возобновлении виноводочной торговли 5 октября 1925 года подписал Рыков. И водка до Великой Отечественной войны в народе презрительно называлась «рыковка».

К 1940 году в стране, прошедшей через индустриализацию, коллективизацию, массовые репрессии потребление алкоголя находилось всего лишь на уровне современной Турции - 1,9 литра в год.

В современном массовом сознании, благодаря кино и литературе 70-х годов, Великая Отечественная война достаточно прочно ассоциируется с «фронтовыми 100 грамм». Однако факты говорят об обратном - во время войны уровень потребления алкоголя значительно снизился. Довоенного уровня в 1,9 литра он достигает только к 1952 году.

В страшную алкогольную пропасть страна стала проваливаться с начала 60-х годов. К началу 80-х мы уже имели уровень потребления в 14 литров на душу населения.

Что же случилось? Почему в годы тяжелейшей модернизации второй половины XIX века русский народ сумел противостоять алкоголизации? Почему волна алкоголя не захлестнула СССР в 30-40-е годы? От ответа на эти вопросы во многом зависит выбор нашего собственного пути.

Думается, что в первом случае основой противостояния алкоголизации стал духовно-общественный инстинкт. Русский человек этой эпохи был укоренен в традиционных ценностях, а существовавшее веками реальное гражданское общество порождало не только навыки самоуправления, экологическое сознание, но и способность на общественном уровне отстаивать экологию человеческой души, хранить чистоту.

Именно эти черты нашего народа легли в основу великого советского проекта. Грандиозные общественные перемены, формирование не только новой экономики, но воистину - нового мира, действительно вовлекли в свой поток огромное большинство советских людей. Страна имела четко выраженные цели - державность, социальную справедливость, переустройство всего мира. Огромные издержки новой модернизации и тяжелейшая война не стали причиной срыва в пьянство. У нации был жизненный стержень, женщины рожали детей, а мужчины старались не пить водку.

Надлом произошел тогда, когда на место ясного всеобщего модернизационного проекта пришли лозунги «повышения материального благосостояния трудящихся». Советский Союз из «страны мечтателей, страны ученых» стал превращаться в общество потребления. Ведь стремление к «жигулям» первой модели и садовому участку в шесть соток ничем в духовно-социальном плане не отличается от стремления к океанской яхте и участку на атлантическом побережье. Алкоголь пришел тогда, когда разрушились и духовные ценности, и великий советский проект. И случилось это не в 90-е годы, а на несколько десятилетий раньше. Достаточно сравнить песни разных лет: «нам нет преград ни в море, ни на суше» 30-х годов и бренчание под гитару об «уехать за туманами» 70-х, чтобы понять уровень произошедшей трансформации.

Страшное пьянство и нежелание женщин рожать детей порождены именно этой пустотой «общества потребления». Русский человек не может жить вне системы традиционных ценностей и вне великой идеи. Дерзну сказать - без возвращения на пути общественной мобилизации, без великого общероссийского проекта, без объединяющих общества идей не будет ни выхода из пике пьянства, ни действительного возрождения России.

Сегодня именно Русская Православная Церковь предлагает конкретные шаги по выводу страны из тяжелой алкогольной зависимости. Одной из таких церковных инициатив является деятельность Всероссийского Иоанно-Предтеченского Православного братства «Трезвение» . На настоящий момент братство представлено в 18 епархиях Русской Православной Церкви, в том числе - в Иваново-Вознесенской. Издается журнал «Трезвое слово» и газета «Трезвение».

Филиалом Братства является Православное Общество трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», созданное по благословению епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа в 2007 году при Свято-Никольском приходе поселка Верхний Ландех. Его руководитель - благочинный Верхнеландеховского района игумен Антоний (Мазурин). Основная цель Общества - помощь людям в освобождении от порочной зависимости: винопития, табакокурения, наркомании, игромании, сквернословия, блуда и других страстей. Главная обьединяющая сила Общества - это совместная молитва. На приходе, где действует Общество, есть святой источник, освященный в 2007 году по благословению Епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа, в честь образа Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Каждую субботу, начиная с пятницы Светлой седьмицы (празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник») до Покрова Богородицы на источнике члены Общества совершают общую молитву. Чинопоследование водосвятного молебна с акафистом Божией Матери многие уже знают наизусть. В зимнее время молитва совершается в храме.

Большим торжеством для Общества является празднование в честь образа Богородицы «Неупиваемая Чаша» 18 мая. Члены общества совершают совместные крестные ходы, в том числе - к самым дальним и разоренным храмам района.

Неотемлемой частью работы Общества являются совместные паломнические поездки. Такое общение - мощное объединяющее средство.

Одним из направлений работы Общества является проповедь трезвости среди молодежи, учащихся школы. Руководитель Общества игумен Антоний проводит беседы с воспитанниками приходской Воскресной школы о пагубности греха винопития, табакокурения и сквернословия. Объединяясь вокруг большой общественной проблемы, ребята посещают святой родник. Они наводят порядок около источника. Здесь можно услышать пожелания ребят о том, чтобы все жили трезво, не пили вино родители, старшие братья и близкие родственники.

Общество стремится организовывать трезвые свадьбы, другие торжества, на которых не употреблялся бы алкоголь. Новый год члены Общества трезвости по традиции встречают не с бокалом шампанского, а в храме, общей молитвой на ночном богослужении в день памяти святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников.

Одной из важных общественных инициатив стало возрождения 11 сентября нового стиля Дня трезвости, отмечавшегося в дореволюционной России на праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Всероссийский праздник трезвости был установлен решением Святейшего Синода в марте 1914 года.

В прошлом году в этот день по окончании Божественной Литургии члены Общества и прихожане храма совершили крестный ход по центральным улицам поселка Верхний Ландех. На соборной площади, в центре Верхнего Ландеха был отслужен молебен о страждущих винопитием и утверждении трезвости. В крестном ходе и молебне принимали участие члены партии «Единая Россия» выражением их позиции стал транспарант - «Единая Россия - Трезвая Россия!».

Транспаранты со словами из Священного Писания: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд...», «Трезвитесь и бодрствуйте ...» - несли в руках члены приходского общества трезвости. На пути крестного шествия, во время молебна на площади всем присутствующим раздавались брошюры и «Листки трезвения» содержащие наставления о необходимости духовного трезвения. В этот день в средней школе поселка проходил конкурс рисунков - «Я выбираю трезвость».

11 сентября 2009 года члены общества совместно с местным отделением партии «Единая Россия» вновь намерены провести массовое шествие по улицам своего поселка.

Игумен Антоний и другие члены его общества активно принимают участие в общероссийских мероприятиях православного Братства «Трезвение».

Подобная деятельность развивается и на некоторых других приходах Иваново-Вознесенской епархии. Например, Преображенский приход г. Шуя совместно с Домом детского творчества организует воспитательные мероприятия, имеющие целью профилактику среди молодого поколения наклонностей к таким греховным порокам, как пьянство, наркомания, табакокурение.

На приходе Воскресения Христова (с.Елнать Юрьевецкого района) постоянно проводятся беседы на темы алкогольной зависимости.

Приход Рождества Пресвятой Богородицы (с. Жарки Юрьевецкого р-на) посильно помогаем местным жителям, страдающим недугом пьянства. В настоящий момент на приходе проживает 9 человек, длительное время не употребляющих алкоголь.

На приходе Рождества Богородицы (с. Илья-Высоково Пучежского района) каждую неделю по пятницам совершается молебное пение с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с целью привлечения внимания прихожан к проблеме пьянства.

В целом деятельность по борьбе с пьянством координируется в Иваново-Вознесенской епархии специальной структурой - Епархиальным отделом по противодействию ВИЧ/СПИДу, наркомании и алкоголизму. На сегодняшний день при отделе выполняют разные виды деятельности 12 человек, из которых 6 - священники. Возглавляет отдел протоиерей Сергий Гончаров, настоятель Свято-Никольского прихода села Григорьево Тейковского района.

Уважаемые участники совещания! Сегодня перед Россией стоит выбор - сохранить себя и стать трезвой или погибнуть и уступить место другим народам и государствам. Наше спасение возможно только на путях крупного общенационального проекта, дающего смысл жизни всему народу и каждому человеку в отдельности. Вне нашей истории и наших традиционных ценностей такой проект просто невозможен. Борьба за трезвость - лишь одна из граней этого великого дела.

Невозможно победить пьянство оставаясь внутри системы ценностей общества потребления. Только радикальное изменение устоев общественной жизни может сохранить нашу страну и обеспечить будущее нашим детям. В противном случае такого будущего просто нет.

Автор материала Игумен Виталий (Уткин), секретарь Иваново-Вознесенского Епархиального управления

http://ivepar.ru/publicistic/1401102008/

 
По теме
   14 марта, в День православной книги в России, в читальном зале Заволжской библиотеки состоялось традиционное мероприятие для старшеклассников с участием священнослужителя о. Дионисия Сигаева.
В Юже прошла Божественная литургия - Газета Светлый Путь В период Великого поста по средам и пятницам во всех храмах Русской Православной церкви проходит литургия преждеосвященных даров – одна из самых красивых великопостных служб.
Газета Светлый Путь
Состоялось Первенство по волейболу памяти майора внутренней службы М.А. Бетилгиреева - Городской округ Вичуга 28 марта в с по рткомплексе «Ногинец» состоялось открытое Первенство  по   волейболу  памяти Муцы Бетилгиреева – майора внутренней службы, заместителя начальника вичугской  по жарной части,
Городской округ Вичуга
Региональный этап «Профессионалы» 2024 -день 1 - Медицинский колледж 26.04.24 г. прошел первый конкурсный день Регионального этапа по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2024 в Ивановской области по компетенции «Медицинский и социальный уход».
Медицинский колледж
Подведение итогов деятельности досугового объединения "Сударушки" - Центр соцобслуживания населения 28 марта в Наволокском комплексном центре социального обслуживания населения прошло мероприятие по подведению итогов деятельности досугового объединения «Сударушки» за год.
Центр соцобслуживания населения
Бенефис читателя - Библиотека для детей и юношества 27 марта 2024 года в рамках Недели детской и юношеской книги сотрудник отдела отраслевой литературы провела праздник «Бенефис читателя» для ребят детского сада N 29 города Иваново.
Библиотека для детей и юношества