Сергей Соловьев: Я говорил: «В Корее каждый второй Цой» - и на меня смотрели как на идиота

Знаменитый кинорежиссер рассказал на Левитановском музыкальном фестивале о музыке в своих фильмах. | 122
Источник: 37.ru

Как «Станционный смотритель» стал фильмом-романсом

— Фильмы, по крайней мере, те, которые я люблю, — это обязательно произведения музыкального искусства. Картина, которая сильно на меня повлияла в этом смысле, — «Станционный смотритель». История ее создания такова. Был период в моей жизни, когда меня отовсюду выгоняли по профнепригодности. Я снял «Егора Булычова», на что новый министр произнес роскошную фразу, которую я помню до сих пор: «Кто дал Соловьеву лицензию на отстрел классики?». Из «Мосфильма» меня выгнали, но не на улицу, а на телевидение, потому что тогда это было последнее дело. И там добрый человек пожелал мне помочь и рассказал, что приехали немцы и хотят ремейк на «Der Postmeister» по Пушкину. Мне нужно было написать сценарий за неделю. Я почитал Пушкина. Смутило меня отсутствие в «Станционном смотрителе» прямой речи — там никто ничего не говорил. «Ему показалось…», «он вздохнул…» и все это описано чудеснейшим пушкинским языком. Как можно написать по «Станционному смотрителю» сценарий? Не прописывать же диалоги! И совершенно случайно я нарвался на публикацию Анны Андреевны Ахматовой в каком-то литературном альманахе: «Игрушечные повести Пушкина (повести Белкина)» И она четко формулирует грандиозную мысль: Пушкин сидит в карантине в холерном Болдино накануне собственной женитьбы и как человек провидческого сознания превосходно понимает, чем вся эта женитьба для него кончится. От своего имени Пушкин такой чуши написать не мог, и он пишет от имени какого-то Белкина повести, по формулировке Ахматовой: «изыскивая для себя теоритическую возможность счастливого конца».

— Перед тем как писать сценарий, я стал соображать, какой аналог этой мысли Анны Андреевны об «игрушечности» повести можно найти. На что же это похоже? Сама история: гусар приехал-уехал. Чушь собачья. И вдруг я понял — это же городской романс! И я позвонил Иссаку Шварцу: «Изя, я нашел десяток пушкинских стихов, нужно написать на них десяток романсов. И я на них всё положу. Никто не будет ничего говорить. Всё будет ясно». Изя говорит: «И что, там вообще не будет диалогов — только романсы? Это что мюзикл?» И он написал три замечательных романса. Картина состоялась только благодаря этому. В ней появилась эта «игрушечность» — надежда на то, что нас всех что-то спасет. Хотя все мы взрослые люди и отлично понимаем, что ни с того ни с сего мы не спасемся.

Почему Цоя выгоняли со съемок «Ассы»

— Истории появления всех моих картин — это же настоящий бред! Я вам могу объяснить замысел «Ассы», ее глубинный смысл. Я снял картину, которую очень любил — «Чужая белая и рябой» — и она получила большой приз на Венецианском кинофестивале. Премьера в Москве. Смотрю: перед кинотеатром стоят грузовики с солдатами. И я стал спрашивать: что они тут делают? «Сергей Александрович, нам бы не хотелось, чтобы в зале были проплешины». Вы понимаете, я даже не мог полный зал собрать! В это же время Володя Меньшов выпустил «Москва слезам не верит». И люди требовали еще один сеанс этого фильма в три часа ночи, а в пять уже начинался следующий. Ну не может быть, чтобы я был настолько дурее Меньшова! Значит нужно просто подумать, модуль правильный найти. И я нашел правильный модуль для «Ассы» — это индийское кино. Пожилой нехороший олигарх совращает юную нежную душу. Стрельба. Один другого убил, третью посадили… Чисто индийское кино. И в этих размышлениях о кассовом успехе я дошел до того, что никакого индийского кино, в котором не поют и не танцуют, просто не может быть. К этому времени у меня уже были хорошие отношения с Аллой Пугачевой, и я решил попросить у нее песню «Лето, ах лето». Может она еще мне что-нибудь напишет? Но мне сказали: «Ты зря маешься. Поезжай в Питер, там ребята сейчас так зажигают». «Какие ребята?» «Да вот Гребенщиков». Причем, мы с ним очень смешно договаривались о встрече. Он, конечно, ошалел, когда я у него по телефону спросил: «А как вы выглядите?» «Вы знаете, я такой худощавый блондин. А вы как выглядите?» «Я такой полноватый шатен».

— А дальше уже началась новая часть моей жизни. Я не большой поклонник фильма «Асса» и понимаю все слабости, которые в этом фильме есть. Но я такой поклонник этого периода своей жизни, когда эта колоссальная эстетическая материя под названием культура сопротивления 70-х, которая была в Питере, на меня свалилась. Тут же Боря познакомил меня с Витей Цоем. Если вы думаете, что я понимал, что такое Витя Цой - я этого не понимал совершенно. Я сидел с оператором Павлом Лебешевым как-то в Ялте, и мы ели борщ-солянку. Пришел Африка (Сергей «Африка» Бугаев — исполнитель главной роли в «Ассе» — прим. авт.) с кассетой: «Витька записал новый альбом, хочешь послушать?» А я ем. «Ну, давай, поставь». И вдруг Паша бросил ложку: «Я хоть поесть могу без этого пения!»

— Когда я искал группу, которая будет сниматься в «Ассе», Африка предложил: «Я привезу самую крутую группу «Кино». А я говорил: «Мне не надо самую крутую, ты мне нормальное что-нибудь привези». Пришла группа «Кино», и первый, кого я выгнал, был Цой. «Знаете, вы мне совершенно не подходите». Африка меня останавливал: «Вы что с ума сошли, это же ЦОЙ». А я говорил: «В Корее каждый второй Цой». И они на меня смотрели как на тяжелобольного идиота. А я очень постепенно осознавал, что такое «Кино». Серьезное знакомство с Цоем у меня произошло совсем недавно. Я как-то случайно ночью поставил альбом «Кино» и прослушал его как будто в первый раз.

Как Шнуров и Башмет играли Шуберта для девушек легкого поведения

— Последний подарок судьбы для меня был в «2-Асса-2»: это Сережа Шнуров, причем в совершенно неожиданной и немыслимой связке с Юрием Абрамовичем Башметом. Они удивительно друг к другу относились. Однажды Сережа с разбитой башкой пришел послушать концерт Башмета. После съемок мы возвращались в гостиницу. И вот идут Шнуров в повязке с сукровицей и Башмет в бабочке с альтом и разговаривают между собой. Я иду сзади. Знаете, когда детей в школу провожают и идут сзади — волей-неволей слышат их разговоры. И Башмет говорит:

— Серега, ты в принципе очень неплохой парень. Но ты же должен соображать, когда интервью даешь, что ты говоришь.

Серега молчит.

— Ты давал интервью в «Комсомольскую правду» по поводу меня?

— Давал.

— В «Комсомольскую правду» — на всю страну. И что ты в этом интервью говоришь? Сережа, я Башмет, большой альтист! У меня мировое имя! У меня дети и внуки! И что ты по поводу меня говоришь?

— Ну что?

— Ты говоришь: «Башмета я знаю давно — шесть лет». Говорил?

— Говорил.

— «И ни разу за все эти 6 лет, — продолжает Юрий Абрамович, — я не видел его трезвым».

Серега молчит.

— Говорил или не говорил?

— Вы тоже странный человек, Юрий Абрамович. Думаете, я на всю страну врать что ли буду?

И вот таким образом они общаются. Однажды в 5 утра мы пришли в один бар попить пива. И все девушки самого легкого поведения, которые закончили работу, собрались в этом баре. И Серега и Башмет сели играть Шуберта в четыре руки. Такая филармония — просто обалдеть! Они играют, и Башмет, как более музыкальный, говорит: «Сережа, через три такта переходишь в си-бемоль». И Серега отвечает: «Если бы, Юрий Абрамович, не вы мне сказали, мне бы на хрен не нужен был этот си- бемоль. Но из уважения к вам…»

Серьезно могу сказать, что когда я слышу духовые у Сережи Шнурова на меня колоссальная идет энергия — я оживаю!

Я начал издалека: кино как музыкальное произведение. Но самое лучше и в музыке, и в кино — это люди. Я никогда не пристаю ни к кому с просьбами написать мне музыку. В «Ассу» вторую я взял пять песен Сережи Шнурова. И мне нужна была еще одна, специально написанная для фильма. И я просил Сережу: «Напиши. Что ты, развалишься что ли?» И вот как-то он мне звонит часов в 6 утра, чувствуется, что с похмелья. «Вы можете приехать? Я написал для „Ассы“ одну песню». Конечно, еду. Там встречает меня Серега в трусах.

— Ты написал? Что такой мрачный?

— Ничего, что она на слова Ахматовой?

И он написал потрясающую, на мой взгляд, песню для финала «2-Асса-2». Этот интеллигентнейший удивительный человек с репутацией шалопая и всеобщего посмешища.


Автор: Ольга Шаронова

Фото: Сергей Силкин, google.com

Теги: Левитан , фестиваль , Плёс , кино Заметили ошибку? Выделите мышкой фрагмент текста с ней и нажмите Ctrl-Enter.
 
По теме
Утвержден Сводный план тушения лесных пожаров - Шуйские Известия Сводный план тушения лесных пожаров на 2024 год – основной документ системы организации охраны лесов от пожаров - утвердил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский.
Шуйские Известия
Региональный этап «Профессионалы» 2024 -день 1 - Медицинский колледж 26.04.24 г. прошел первый конкурсный день Регионального этапа по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2024 в Ивановской области по компетенции «Медицинский и социальный уход».
Медицинский колледж
Испанские корни и русская душа - Библиотека для детей и юношества 27 марта 2024 года в Доме на Крутицкой состоялась творческая встреча с ивановским литератором, членом Союза писателей России Натальей Мануэловной Менендес.
Библиотека для детей и юношества