Совет Федерации на заседании 25 июля одобрил закон о «лесной амнистии», направленный на устранение противоречий между Государственным лесным реестром и Единым государственным реестром недвижимости (ЕГРН).
Это решение Верхней палаты российского парламента комментирует член Совета Федерации от Ивановской области Владимир Бочков:
- Прежде всего, отмечу, что одобренный закон - процедурный, он распутывает большой клубок проблем, накопившихся в записях двух реестров - реестра недвижимости и лесного реестра. По мнению специалистов Росреестра, эти проблемы во многом связаны с существовавшим более 10 лет упрощенным регулированием отношений по оформлению прав на лесные участки.
В чем же заключалось это упрощенное регулирование? Если, к примеру, гражданину, чтобы оформить права на землю для строительства дома, требовалось провести межевание (кадастровые работы), поставить такой земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать права, то лесникам для оформления прав на лесные участки достаточно было на основании данных лесоустройства подготовить упрощенное (без точных границ) описание лесного участка. Такой лесной участок попадал в кадастр как ранее учтенный, невзирая на отсутствие точных границ и возможные наложения на другие лесные или земельные участки иных категорий земель.
Такая ситуация привела к многократному превышению площади лесных земель над площадью ряда субъектов РФ. В частности, в 12 субъектах – в Иркутской области, Красноярском крае, Магаданской области, Республике Карелия, Приморском крае и других регионах площадь учтенного в кадастре леса больше площади субъектов на 79 млн га.
А все дело в том, что действующая редакция Земельного кодекса предусматривает, что земли делятся на категории, при этом каждый участок может относиться только к одной категории земель. В то же время относительно земель лесного фонда данный принцип не соблюдается, так как подавляющее число лесных участков имеют пересечения и спорные вопросы по границам участков.
Одной из причин возникновения неточностей в ЕГРН стало то, что в отношении лесных участков действовал упрощенный порядок учета, позволяющий вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ. По оценкам экспертов Росреестра, общее количество пересечений участков оценивается в более чем 1,5 млн случаев.
Согласно закону о «лесной амнистии», если участок в соответствии с лесным реестром относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН и правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами - к иной категории земель, принадлежность участка будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право гражданина на землю.
Эти правила будут применяться в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В случае противоречия между данными о принадлежности участка к определенной категории в ЕГРН и данными, указанными в правоустанавливающих документах, участок по заявлению правообладателя будет отнесен к категории, определенной в правоустанавливающем документе, если он был получен до дня вступления в силу закона.
Одобренный сенаторами документ также предусматривает исключение из лесного реестра сведений о лесных участках, если сведения о них не внесены в ЕГРН, их границы пересекают границы иных лесных или земельных участков и при этом в отношении участков не действует договор аренды.
Росреестр должен будет до 1 января 2023 года устранить противоречия между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков. Региональные власти до 2023 года должны будут привести сведения лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.
В законе также определены основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Подчеркну, что отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суде.
Помимо этого закон устанавливает приоритет сведений из ЕГРН перед остальными реестрами. Информация о границах лесных участков и правах на них будет вноситься в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
На мой взгляд, очень важно, что из-под действия закона выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и земли сельскохозяйственного назначения, неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства. По таким землям в случаях пересечения с лесными участками нужно будет отдельно разбираться Рослесхозу, а при установлении фактов незаконного выбытия лесных земель - в судебном порядке.
Закон содержит положения, позволяющие осуществлять строительство жилых домов на садовых участках, в которых впоследствии можно будет прописаться.
И еще один важный момент - закон вносит существенные изменения в деятельность садоводов, огородных объединений граждан, наводит порядок в их организации: определяет организационно-правовую форму товариществ, созданных садоводами или огородниками, устанавливает контроль за их руководящими органами, определяет правила распоряжения имуществом общего пользования и уплаты взносов. Закон также разграничивает объекты, которые будет разрешено возводить на том или ином участке.
Одно из главных изменений - новые правила регулирования отношений между товариществами и лицами, не являющимися их членами. С одной стороны, исключается предусмотренная в настоящее время трудновыполнимая, а в ряде случаев и вообще нереализуемая процедура заключения с «индивидуалом» договора на пользование объектами инфраструктуры. С другой стороны, для этих граждан предусматриваются достаточно простые и понятные правила определения размера платы, которую им нужно осуществлять за содержание общего имущества.
09:27, 27 Июля 2017 +42