23-25 октября: Пояс Пресвятой Богородицы в Иванове

Фото: 4.bp.blogspot.com

Осенью 2011 года великая святыня христианского мира, часть Пояса Пресвятой Богородицы, в течение месяца путешествовала по нашей стране с ...

понедельник, 23 октября 2017 г. "Стена скорби" и коллективная вина Предлагаем вашему вниманию новую статью первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, доктора политических наук, профессора философского факультета МГУ, члена Общественной палаты РФ Александра Владимировича Щипкова. Она опубликована в " Независимой газете ".
В Москве на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца установлена «Стена скорби» - монумент жертвам репрессий советского периода. Событие знаковое, поэтому особую важность приобретает вопрос: способен ли данный монумент выполнить своё предназначение? Может ли он встроить тему ГУЛАГа в общую картину национальной истории таким образом, чтобы не углубить гражданский раскол вековой давности, но снять напряжение, обратив чувства граждан к общим ценностям, которые не могли быть уничтожены даже революцией, гражданской войной и террором?
Репрессии и их центральную «сакральную» дату, 1937 год, определяют как причину всех бед, постигших СССР. На самом же деле репрессии — это не причина, а следствие. Причина — народный раскол и гражданское противоборство. 1917 год — причина, а 1937 год — следствие. Революция — причина, ГУЛАГ — следствие.


Запрос общества на концептуализацию темы репрессий и увековечение памяти погибших существует давно. Но, к несчастью, всё это время, примерно последние 30 лет, проблема не выводилась за рамки идеологических и политических противостояний. Она использовалась разными политическими сторонами в ходе актуальной политики (вспомним хотя бы 1993-й или 1996-й годы). Такой подход лишь сообщал трагедии национального раскола новую энергию, углублял его.

Неблагоприятную тенденцию необходимо переломить. Попытки сделать это предпринимались. Например, в виде храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке. Концепция этого храма отражает современное звучание темы репрессий и выполняет важнейшую задачу – примирение нации. Ведь без этого примирения мы не застрахованы от новых противостояний.

К сожалению, приходится усомниться в том, что «Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна в должной мере выполняет задачу гражданского примирения. Монумент представляет собой скульптурный рельеф, заполненный грудой человеческих фигур, с надписями «Помни» на разных языках. Первое, что обращает на себя внимание — искажённые и стёртые лица. Они сливаются в безликую серую массу. Так они отражались, скорее всего, в сознании начлагов и вертухаев… Посетителю представлен, как это ни парадоксально, взгляд палача, а не жертвы. Стилистически монумент выдержан в духе авангарда 1980-х (безумно устаревшего сегодня), хотя подлинная трагедия – явление, во-первых, архетипическое а, во-вторых, должна возвышать чувства зрителя. В данном случае все происходит ровно наоборот. Не отпускает ощущение какой-то фатальности, затягивающей воронки истории, непрекращающегося ада, к которому как бы приговорены и прежние и все последующие поколения – те, кто, по мысли автора, должен «помнить». Поэтому здесь царят скорбь, безысходность, отверженность, одиночество, осуждение.

Иными словами, отсутствует нравственное переосмысление и мудрая дистанция по отношению к трагедии. Идеология проекта утверждает, что лагеря и репрессии – это не преступления конкретных людей, а неотъемлемая часть идентичности наших соотечественников. Именно этот месседж заложен в данной работе, равно как и во многих предшествующих. Таких как «Маска скорби» Эрнста Неизвестного в Магадане или «Сфинксы» Михаила Шемякина, установленные напротив Крестов в Петербурге. Это не случайность и не «авторское прочтение», это системное продвижение определённой идеологии.

Обществу нужен памятник невинным жертвам, а не памятник ГУЛАГу. Вряд ли является хорошей идеей совмещение ракурсов палача и жертвы – напротив, их надо всемерно разделять. Ведь каждое преступление имеет вполне конкретных заказчиков и исполнителей. А тяжесть вины определяется конкретным перечнем деяний. Вместо этого нам – потомкам невинных жертв – предлагается чувствовать себя соучастниками преступления.

Такой подход продиктован концепцией «коллективной вины», которая активно продвигается либеральной трактовкой темы репрессий. Если это так, то ситуация с монументом вызывает не просто сожаление, но серьёзную тревогу.

Памятники закрепляют психологическое отношение народа к определённым историческим фигурам, явлениям, понятиям. Памятники репрессиям, выражающие только бесконечную скорбь, — воспитывают в обществе чувство вины.

Такие памятники как «Стена скорби» накладывают на общество и государство груз вины за прошлое. Один из идеологов проекта прямо говорил, что Российская Федерация является правопреемницей «тоталитарного» СССР. Идея коллективной вины очень удобна для политического освоения темы репрессий. Если возложить вину на весь народ, то использовать его «покаяние», конвертируя его в ощутимые политические бонусы, можно сколь угодно долго: «Ты виноват! Искупи вину в протесте!».

Тема репрессий сегодня приватизирована политическим меньшинством и рассматривается как долгосрочная психологическая подпитка протеста. Увы, но и этот монумент, и все подобные будущие монументы, которыми планируется покрыть все российские города, призывают направить гнев против собственного отечества, против самого себя. Вот главная политическая задача, которая концептуально зашита в сооружении на проспекте Сахарова на десятилетия вперёд. Сам выбор места указывает, что этот политический ресурс отдаётся на откуп современным протестным меньшинствам.

Памятник «Стена скорби» — это кенотаф, то есть могила без захоронения. Могила должна создавать определённое состояние души, которым хочется поделиться с усопшим. По могиле хорошо видно, какие чувства родственники испытывают к покойному, как они за него молятся и молятся ли. Если она мрачная, тёмная и тяжёлая — значит, родственники не могут простить смерть близкого человека, как Богу, так и самому усопшему. Если надгробие наполнено жизнью, светом и заботой — значит, усопшего по-настоящему любят. В русской традиции в могильных памятниках нет страстей, страданий и боли. Есть радость, утешение и покой.
Какие эмоции будет вызывать «Стена скорби»?

У одних — чувство личной вины: «Мы тут радуемся, а им там плохо». То есть чувство слабости, беспомощности, ослабление воли — все симптомы чувства вины, в данном случае немотивированной. У других — чувство совершающейся сатисфакции, победы над «этим» государством, которое «само себя высекло» и над обществом, которое виновато в том, что создало такое «душегубное» государство.
Идея «Стены скорби» на Сахарова работает на фрагментацию общества и политическую коммерциализацию истории. Это, конечно, неестественная и ненормальная ситуация.
Нам сегодня необходимо раскрыть и понять глубинную природу репрессивных практик советского периода. Нельзя соглашаться с лукавым утверждением, что ГУЛАГ в России возникает неизбежно и закономерно, а Освенцим, Бухенвальд и Талергоф в Европе — исключение и случайность.

Рассматривать репрессии следует как составную часть всей череды трагедий и испытаний всего народа, не отделяя их от Первой мировой войны, революций, гражданской войны, голода, гонений на Церковь, Великой Отечественной войны.

В ситуации, когда само государство увековечивает память жертв репрессий через языческую идею неисцелимой скорби, виноватым становится народ. Но народ — главная жертва тех трагических лет, которые привели к массовому разрыву мировоззренческих, родственных и культурных связей. Забота о народе, недопущение подобных разрывов в будущем — вот лучшее средство от репрессивных рецидивов в будущем.

«Стена скорби» закладывает в современную идентичность народа противоречие, основанное на чувстве коллективной вины, закрепляет в общественном сознании тезис о нас как народе-убийце, служит не консолидации, а фрагментации общества, не предотвращает возможность повторения репрессий в будущем, а конвертирует этот исторический сюжет в протестную политическую энергию.

"Независимая газета"

 
По теме
О Дне памяти жертв политических репрессий Ежегодно 30 октября в России отмечается скорбная дата - День памяти жертв политических репрессий.
31.10.2017
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби» - Иваново-Вознесенская епархия 30 октября состоялась церемония открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби» на проспекте Академика Сахарова в Москве.
31.10.2017
DSC04954.JPG - Администрация 30 октября представители молодёжных общественных объединений п. Ильинское - Хованское совместно с представителями администрации района и общественной приёмной МО ВПП "Единая Россия" провели акцию,
30.10.2017
 
 
Большой ночной пожар встревожил кинешемцев на улице Мира - Kineshemec.Ru Пострадало строение на площади 220 кв.м. 16 июня в 01.09 в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ивановской области поступило сообщение о возгорании строения по адресу: г. Кинешма, ул.
18.06.2018 Kineshemec.Ru
Прокуратурой Пучежского района поддержано государственное обвинение в отношении жительницы г.Пучеж, которая умышленно причинила тяжкий вред здоровью мужчине - Пучежские вести 26.03.2018 СО МО МВД России «Пучежский» в отношении жительницы г.Пучеж Г. возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.111 УК РФ.
18.06.2018 Пучежские вести
Трагедия произошла в Комсомольском районе В Комсомольском районе вынесен приговор в отношении местной жительницы, убившей своего сожителя кирпичом.
18.06.2018 ИД Частник
С июня текущего года в центральном холле Общественной палаты Российской Федерации работает уникальная выставка тактильных картин слепоглухих художников «Трогательная палитра чувств и образов».
18.06.2018 Ivanovo-today.Com
Участники клуба досуга и общения «Надежда» центра социального обслуживания приняли участие в мероприятии для граждан пожилого возраста в рамках межмуниципального Фестиваля культурного наследия «Юрьевецкие просторы»,
18.06.2018 Газета Авангард
Фото: Варвара Гертье, 1000inf.ru Гран-при XII кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало», который проходил в Ивановской области с 12 по 17 июня, получил израильский фильм «Не забудь меня» режиссера Рама Нехари,
18.06.2018 газета Родниковский Рабочий
Изображение материала - ИГХТУ 18.06.2018 14 июля в рамках профориентационной работы вуза кафедрой физической культуры и студенческим баскетбольным клубом ИГХТУ был организован и проведен мастер-класс в ДЮСШ "Арена" города Кинешмы для юных баскетболистов.
18.06.2018 ИГХТУ
Лидеры идут без осечек - Наше время В минувшие выходные состоялись очередные матчи чемпионата Ивановской области по футболу среди команд высшей лиги.
18.06.2018 Наше время
18 июля состоялось еженедельное совещание Главы Южского муниципального района Владимира Мальцева с заместителями и начальниками структурных подразделений Администрации,
18.06.2018 Южский район