С начала января 2018 года в государственном музее Палехского искусства (п. Палех, ул. Ленина, 6) работает выставка «Христианские праздники в искусстве Палеха».
В экспозиции представлены произведения из фондов государственного музея Палехского искусства — иконы, лаковая миниатюра, а также дипломные работы выпускников Палехского художественного училища разных лет.
Праздничные иконы всегда были популярны в иконописи Палеха. Палешане знали все тонкости иконографии того или иного праздника.
Разнообразие иконографических изводов подтверждается большим количеством представленных в экспозиции икон например на тему Воскресения. Композиция «Воскресение – Сошествие во ад» нередко является средником многочисленных многофигурных композиций с изображением Двунадесятых праздников, которые пользовались в Палехе особой популярностью.
В своём творчестве палешане в основном ориентировались не только на заказчиков-старообрядцев, но и писали иконы в так называемой «фряжской» манере. Во второй половине XIX века значительное количество работ создавалась в духе русской академической живописи. Образы святых идеализировались, приобретали «красивость», миловидность. Палешане работали как в смешанной технике, так и маслом. В подобной манере предпочитали работать иконописцы мастерской братьев Белоусовых.
В советское время палехские мастера, изображая любимые в народе гуляния и обряды, не делали акцент на христианскую основу праздника, называя свои композиции «проводы зимы», «праздник урожая», «ярмарка» и т.д. И только с конца 1980-х гг. в искусстве Палеха значительно увеличивается количество сюжетов, связанных с православием, подчёркивается религиозная духовная сущность изображаемых событий и образов: «Троицын день» 1998 г. Л.Ф. Новиковой, «Прощёное воскресение» 2006 г. Н.П. Богачёвой.
В современное время новые тенденции отражены в тематике дипломных работ выпускников Палехского художественного училища имени М. Горького: «Праздник Пасхи» В. Цыгановой, «Колядки» В. Солдатовой, «Раз в крещенский вечерок» М. Красновой и др. В них по-прежнему акцент делается на изображении патриархальных обрядов, потому что в каждом празднике присутствуют древние языческие верования. А вот иконографические изводы известных христианских праздников в лаковой миниатюре не получают распространения. Композиции, подобные дипломной работе А. Гараниной «Рождество Христово», остаются единичными.
Выставка будет работать до конца февраля.