17 февраля на площадке Общественной палаты Ивановской области состоялись общественные слушания по основным положениям законопроекта «Об отдельных вопросах в сфере осуществления общественного контроля в Ивановской области».
По итогам общественных слушаний Общественная палата Ивановской области подготовила свои дополнения к тексту законопроекта.
1. Считаем, что целесообразнее внести изменения в наименование проекта областного закона, заменив его законом «Об общественном контроле в Ивановской области». В связи с этим расширить перечень статей, взяв за основу положение Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", которые не упоминаются в предлагаемом для обсуждения законопроекте (в частности указать перечень субъектов, форм общественного контроля, а также иные общие вопросы).
2. В Федеральном законе "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" противоречиво решен вопрос о субъектах общественного контроля. Ст.9 им посвящена и имеет такое название, но непосредственно субъектами ч.1 называет только общественные палаты и общественные советы. Иные структуры – общественные инспекции и группы общественного контроля так не называются, хотя, по сути они – субъекты. Поэтому предлагаем в областном законе не пользоваться этой терминологией, а в ст.3 закрепить не один, а два порядка формирования инспекций и групп: 1) создание палатами и советами; 2) образование непосредственно гражданами с обязательной регистрацией в Общественной палате или общественном совете. Для этого ст.3 дополнить нормой «Граждане, постоянно проживающие на территории Ивановской области, могут по собственной инициативе образовать общественную инспекцию или группу общественного контроля, которые подлежат регистрации в общественной палате или общественном совете, соответствующем направлению их деятельности». Целесообразно установить не только максимальный, но и минимальный количественный состав инспекции и группы: «Количественный состав общественной инспекции не может быть менее 7 человек и более 10 человек. Количественный состав группы общественного контроля не может быть менее 3 человек и более 5 человек». Если эти структуры будут со временем сами распадаться, то их можно распустить автоматически или объявить в них добор (если они были созданы по конкурсу).
3. В ч.3 должны быть предусмотрены фигуры руководителей: «Общественная инспекция и группа общественного контроля избирают из своего состава руководителя, который от их имени взаимодействует с общественной палатой или общественным советом, а также представляет общественную инспекцию и группу общественного контроля при осуществлении общественного контроля».
4. В ст.4 следует определить, кто является инициатором, кто – организатором общественной проверки или прямо их указать. Федеральный закон содержит открытый перечень инициаторов. Однако ч.1 ст.20 Федерального закона оговаривает, что общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований и иные субъекты могут быть инициаторами «в случаях, предусмотренных законодательством РФ». Таким образом, в областном законе нельзя определить инициатора. Поэтому в ч.1 ст.4 можно сделать ссылку в конце: «предусмотренного ч.2 ст.20 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
5. Следует унифицировать сроки направления уведомлений о проведении проверки и посещении объекта проверки. В основном посещение необходимо для проверки. В ч.3 ст.4 и ч.2 ст.7 проекта можно предусмотреть срок – не менее 3 рабочих дней.
6. Следует предусмотреть возможность обжаловать отказ в проведении общественной проверки и в посещении объекта контроля: организатор проверки может обжаловать отказ в вышестоящий по отношению к контролируемому орган, в прокуратуру или в суд.
7. Следует предусмотреть ответственность граждан и должностных лиц за воспрепятствование осуществлению общественного контроля, например путем внесения ст.2.5 в Закон Ивановской области от 24 апреля 2008 года N 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области».