В настоящее время в федеральное, региональное и муниципальное законодательство внесены изменения, в частности, утверждена Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года; внесении поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации относительно трудовой деятельности несовершеннолетних; утвержден Порядок расходования средств на отдельные формы работы с детьми и молодежью в городе Иванове и др.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1) Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 139-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Поправки касаются трудовой деятельности несовершеннолетних.
Так, в принятом законе говорится, что подростки «получившие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью». Также трудовой договор могут заключить подростки с 15 лет, оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения. При этом отмечается, что для тех, кто обучается, трудовая деятельность не должна мешать образовательной.
Раньше заключать трудовой договор с подростком можно было только на время свободное от учебы. Правила трудоустройства тех, кто закончил учебу или был отчислен, законодательно прописаны не были.
Законом определена продолжительность рабочего дня подростка. В возрасте от 14 до 15 лет — это четыре часа в день, в возрасте от 15 до 16 лет — пять часов, в возрасте от 16 до 18 лет — семь часов. Для тех, кто получает общее или среднее профессиональное образование и совмещает его с работой, рабочий день не может быть более двух с половиной часов в возрасте от 14 до 16 лет, и четырех часов в возрасте от 16 до 18 лет.
Основные изменения касаются 14-летних подростков. Сейчас закон разрешает подросткам работать в свободное от учебы время не более 24 часов в неделю. Ограничение ежедневной продолжительности рабочего дня во время летних каникул не было установлено.
2) Приказ Минспорта России от 24.04.2017 № 373 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере физической культуры и спорта».
Минспортом России утвержден план мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере физической культуры и спорта.
План разработан в целях оснащения указанных объектов приспособлениями, средствами и источниками информации, позволяющими обеспечить доступность для инвалидов предоставляемых на них услуг, а также для создания условий по исключению принятия вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию объектов, не полностью приспособленных с учетом потребности инвалидов.
3) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».
Наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения ее предоставления.
Верховный Суд РФ пояснил, что действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
В новом Постановлении проанализированы, в частности, процессуальные вопросы, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок внесения платы и меры социальной поддержки.
Так, Верховным Судом РФ указано, в том числе, следующее:
4) Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 № 17-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 1 статьи 17 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросом мирового судьи судебного участка № 1 Выксунского судебного района Нижегородской области».
Компенсация, уплаченная по договору ОСАГО, не может зависеть от того, кто является владельцем транспортного средства, используемого для обеспечения нужд ребенка-инвалида, — сам ребенок-инвалид либо его законный представитель.
Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ абзац первый пункта 1 статьи 17 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», поскольку он не предполагает возможности отказа в выплате законному представителю ребенка-инвалида, нуждающегося по медицинским показаниям в транспортном средстве, компенсации в размере 50% от уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования лишь на том основании, что владельцем транспортного средства, фактически используемого для обеспечения нужд ребенка-инвалида, является не сам ребенок-инвалид, а его законный представитель.
Конституционный Суд РФ исходил, в частности, из следующего.
Поскольку транспортное средство представляет собой дорогостоящее имущество, приобретение которого не только предполагает совершение необходимых юридически значимых действий, но и влечет возложение на владельца транспортного средства ряда дополнительных обязанностей, связанных с его эксплуатацией и предполагающих распоряжение денежными средствами (обязательное страхование гражданской ответственности, уплата транспортного налога, прохождение технического осмотра и др.), дети-инвалиды, не имеющие, как правило, собственных доходов, могут приобретать необходимые им по медицинским показаниям транспортные средства лишь посредством действий и на средства своих законных представителей. Кроме того, принимая во внимание, что необходимыми условиями для получения права на управление транспортным средством являются достижение определенного возраста (для управления транспортными средствами категории «В», к которым относятся используемые инвалидами легковые автомобили, — 18 лет) и отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, указание в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида на его нуждаемость в транспортном средстве предполагает использование приобретенного в целях обслуживания ребенка-инвалида транспортного средства его законным представителем.
С учетом этого транспортные средства, предназначенные для обеспечения проезда детей-инвалидов к социально значимым учреждениям (здравоохранения, образования, культуры и т.п.) и другим объектам, как правило, приобретаются не в собственность детей-инвалидов, не способных в силу возраста (и нередко — состояния здоровья) управлять ими, а в собственность их законных представителей, которые, будучи призванными действовать в интересах детей-инвалидов, обязаны использовать такие транспортные средства — при условии нуждаемости в них детей-инвалидов в соответствии с предусмотренными в их индивидуальных программах реабилитации медицинскими показаниями — именно в целях обслуживания детей-инвалидов.
Вместе с тем законные представители детей-инвалидов, использующие личные транспортные средства для обеспечения их нужд в соответствии с медицинскими показаниями, вне зависимости от того, кто является владельцем транспортного средства — сам ребенок-инвалид либо его законный представитель, выполняя социально значимую функцию ухода за детьми-инвалидами, одновременно в качестве владельцев транспортных средств несут материальные затраты, возникающие в связи с исполнением обязанности по страхованию риска своей гражданской ответственности. Соответственно, при реализации права на получение предусмотренной абзацем первым пункта 1 статьи 17 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» компенсации части страховой премии, уплаченной по соответствующему договору обязательного страхования, те законные представители детей-инвалидов, которые для обеспечения нужд детей-инвалидов используют принадлежащие им самим транспортные средства, притом что нуждаемость детей-инвалидов в транспортном средстве подтверждена медицинскими показаниями, не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с относящимися к той же категории лицами, которые используют в тех же целях транспортные средства, принадлежащие детям-инвалидам.
Кроме того, зависимость права на получение указанной компенсации от того, кто является владельцем транспортного средства, фактически используемого для обеспечения нужд ребенка-инвалида, — сам ребенок-инвалид либо его законный представитель, по существу, вынуждала бы последнего при приобретении необходимого ребенку-инвалиду по медицинским показаниям транспортного средства оформлять право собственности на это транспортное средство исключительно на ребенка-инвалида, который не только не имеет денежных средств, достаточных для приобретения и содержания транспортного средства, но и не может в силу возраста и состояния здоровья самостоятельно управлять и пользоваться им, что приводило бы к излишнему обременению законного представителя ребенка-инвалида как непосредственно при приобретении транспортного средства, так и в процессе его последующей эксплуатации.
5) Письмо Минобрнауки России от 16.06.2017 № ТС-186/08 «О подготовке к новому учебному году».
Минобрнауки России разработаны методические рекомендации по проведению оценки готовности организаций к началу учебного года.
Согласно Рекомендациям, подготовка организаций к началу учебного года осуществляется с учетом:
В ходе подготовки организации к учебному году руководители региональных и местных органов власти в сфере образования и образовательные организации:
По решению руководителей органов власти в сфере образования, создаются комиссии по организации и проведению оценки готовности образовательных организаций к началу учебного года.
Результаты приемки готовности оформляются актом приемки установленной формы.
Все сведения представляются в Минобрнауки России с использованием информационно-аналитической системы «Мониторинг» (http://иасмон.рф).
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1) Постановление Правительства Ивановской области от 23.06.2017 № 260-п «Об установлении случаев оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, в медицинской организации».
Закреплено, что случаем оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в медицинской организации является отсутствие в образовательной организации помещений, соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, при наличии договора между образовательной организацией и медицинской организацией при численности обучающихся: в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, не более 400 человек; реализующих образовательные программы начального, основного, среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также в образовательных организациях, реализующих дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, не более 500 человек.
2) Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 08.06.2017 № 105 «О Порядке создания и работы региональной межведомственной и муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов». (Вступил в силу 16.06.2017)
Установлено, что обследование жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Ивановской области, осуществляется региональной комиссией, создаваемой Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, а жилых помещений, входящих в состав муниципального и частного жилищного фонда, — муниципальными комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления.
Урегулирован порядок создания комиссии.
Закреплены функции и права комиссий и порядок организации их работы. В частности, предусмотрено, что комиссия осуществляет: обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид; принятие решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома и др.
Определено, что результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1) Постановление Администрации города Иванова от 23.06.2017 № 847 «О внесении изменения в постановление Администрации города Иванова от 12.11.2015 № 2268 «Об утверждении Порядка расходования средств на отдельные формы работы с детьми и молодежью в городе Иванове». (Вступило в силу 23.06.2017)
Дополнительно установлено, что размер оплаты труда в месяц для лиц в возрасте от 14 до 18 лет , проживающих на территории города Иванова, рассчитывается пропорционально отработанному времени исходя из минимального размера оплаты труда , утвержденного Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
2) Постановление администрации Приволжского муниципального района от 13.06.2017 № 440-п «О внесении изменений в постановление администрации Приволжского муниципального района от 17.02.2017 № 112-п «Об утверждении Порядка комплектования муниципальных образовательных организаций Приволжского муниципального района, реализующих образовательную программу дошкольного образования». (Вступило в силу 16.06.2017)
Из перечня оснований для отказа в приеме в образовательную организацию исключено наличие медицинских противопоказаний.