Новости города БезФормата.Ru
Иваново
Главные новости
 
Задать вопрос?

Александр Щипков. Как нам понимать светскость государства

Александр Щипков. Как нам понимать светскость государства - Иваново-Вознесенская епархия
Фото: omiliya.org
Предлагаем вашему вниманию новую статью  заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Владимировича Щипков, размещенную н а портале "Интерфакс-религия" .

Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную "революцию сознания". И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.

На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия "светское государство". Понятие "светскость" ("секулярность") представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью "светскости". Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, "клерикализацию" от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей "естественной" свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные "флажки".

Выглядят такие предложения, прямо скажем, доктринерскими. Уместно ли понимание роли религии и идеологии как сценариев социальных игр? Как согласовать между собой интересы и мировоззрения разных социальных и идеологических групп? Как именно предлагается размечать социальное поле, исходя из каких критериев, как добиться консенсуса? Например, как быть с противоречием между положениями Конституции, когда одно из них утверждает отсутствие в обществе общепринятой идеологии, а другое предлагает набор идеологических стандартов, продиктованных одним из вариантов светских идеологий? Пока не будет решен этот базовый вопрос, бессмысленно приступать к переписыванию законов - это вызовет дополнительное напряжение в обществе и приведет к размыванию других, более или менее эффективно работающих дефиниций.

Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия "закона девяносто седьмого года" и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.

I

Секулярность долгое время было принято считать синонимом "нерелигиозности". При этом мало кого смущал негативный, апофатический характер такого определения. В самом деле, какое, собственно говоря, позитивное определение можно дать светскости - без приставки "не" и без привлечения синонимов, ничего не проясняющих, но загоняющих попытки определения в ситуацию логического круга?

Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.

1. Секулярность не монолитна. На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о "секулярности вообще" так же странно, как говорить о "религиозности вообще".

2. Секулярность идеологична. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что понятие светскости-секулярности - идеологическое. Отсюда и термин "секуляризм" ("секуляристский") - обозначающий радикальный и авторитарный вариант секулярности. Отсюда и знаменитый совет избегать "вульгарного примитивного понимания светскости" как антирелигиозности, который озвучил Владимир Путин в 2013 году.

3. Секулярность не антирелигиозна. Отделение церкви от государства - важный принцип светскости, но он не означает отделения религии от государства в большей степени, чем отделение атеизма или агностицизма. Иначе было бы непонятно, почему атеизм или позитивизм в школе и в парламенте уместны, а религиозность - нет.

4. Секулярность (как и религиозность) не может быть критерием социальной или культурной "полноценности". Понятие "секулярность" долгое время было сцеплено с классической дихотомией "современное - традиционное". Но как показывает наблюдение, современному обществу свойственен скорее комбинированный сценарий развития, когда новые социальные явления и институты не вытесняют, а наслаиваются на предыдущие. Поэтому в социальных науках происходит отказ от вышеупомянутого жесткого разделения истории на время "традиционного общества" и время "общества модерна".

5. Секулярность (как и религиозность) мифологична. Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную "священнную историю": это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.

Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.

Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.

II

К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.

К первому случаю относится, например, следующее распространенное определение: "Светское государство... регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования". Очевидно, что сравниваются несравнимые категории, "белое с горячим". Гражданских, а не церковных - было бы более понятно. Ведь что такое гражданские нормы? Это нормы - близкие большей части общества. Но таковыми могут быть любые нормы, включая религиозные. Разве католические убеждения не играли важную роль в идеологии польской "Солидарности"? Протестантизм - во взглядах электората Дональда Трампа? Иудаизм - в израильском обществе? Конфуцианство - в Китае? Разве исламскую революцию в Иране делало не гражданское общество? Иными словами, противопоставление по линии "гражданское - религиозное" абсолютно некорректно. Это либо логическая ошибка, либо заведомый обман.

Второй случай - это наследие той самой, по словам В.Путина, "вульгарной трактовки светскости", для которой религия - это просто архаичная, несовершенная система знания, которая якобы "преодолена" наукой. Данная точка зрения давно устарела. От "единого научного мировоззрения" мир отказался в период падения коммунизма. Как известно, полная формализация системы знания невозможна, она будет либо противоречивой, либо неполной. Сегодня даже внутри самой науки нет единой сложившейся картины мира, единого мировоззрения, научно-методологические споры продолжаются, в том числе о самих принципах научности. Неудивительно, что и границы самих феноменов религиозности и светскости научно не определены.

Будем откровенны: в понимании светскости огромную роль играл исторический фактор - первоначальный импульс антирелигиозности, отрицания религии. Но сегодня это не работает. Дискриминация традиционной (классической) религиозности, характерная для ХХ века - это дань определенной, причем довольно трагической эпохе.

III

Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то "светскость" не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: "Я знаю, что я ничего не знаю".

Правда, при этом государство всё равно будет вынуждено считаться с традициями данного общества - какими бы они ни были - поскольку традиция значительно облегчает общественное строительство и управление. Это значит, в частности, что в мире могут существовать "более атеистические" и "более религиозные" государства, хотя крен в ту или иную сторону будет сглажен на уровне государственного управления. При этом и те и другие государства должны считаться светскими.

Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства: "Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа". То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.

Последнее и, может быть, самое важное. Разбираться со сложным понятием светскости на одном только экспертном уровне недостаточно. И даже недопустимо. Обсуждать проблематику и концептуальные основания светскости необходимо всему обществу - ведь решается наша судьба, судьба одного из краеугольных камней нашей коллективной идентичности. И условием такого обсуждения является честное и открытое решение вопроса об общепринятой идеологии - есть она или ее нет. Только после этого можно будет перейти к проблеме светского-религиозного.

Автор - доктор политических наук,
советник председателя Госдумы,
член Общественной палаты РФ

Интерфакс-религия

А.В.Щипков. Большое гражданское общество - Иваново-Вознесенская епархияПредлагаем вашему вниманию статью первого заместителя Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Владимировича Щипкова "Большое гражданское общество" с сайта УМ+ .
14.08.2017 Иваново-Вознесенская епархия
23 сентября, в канун Недели 16-й по Пятидесятнице, дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев,
23.09.2017 Иваново-Вознесенская епархия
Василий Щипков. Самоубийство российского либерализма - Иваново-Вознесенская епархия"Либерализм совершил самоубийство. Он лишился своего консолидирующего характера, перестал быть «нормой», общим знаменателем и превратился в нечто противоположное – изоляционистскую идеологию, консенсус меньшинства.
23.09.2017 Иваново-Вознесенская епархия
Открытие учебного года в Воскресной школе - Иваново-Вознесенская епархия 23 сентября состоялось открытие учебного года в Воскресной школе "Ковчег" при Успенском кафедральном соборе г. Иваново.
23.09.2017 Иваново-Вознесенская епархия
Трудное возвращение, или О судьбе бывшего Крестовоздвиженского храма - Шуйские ИзвестияНе так давно «Шуйские известия» рассказывали об очередном визите в наш город депутата Государственной думы Алесея Хохлова.
22.09.2017 Шуйские Известия
В Кинешме вор попытался обокрасть магазин - Kineshemec.RuЗлоумышленник не довел свой умысел до конца. В кинешемскую полицию обратилась 41-летняя сотрудница одного из магазинов города.
23.09.2017 Kineshemec.Ru
Из автомобиля кинешемки украли видеорегистратор - Kineshemec.RuНа данный момент правоохранители проводят проверку по данному факту. В отдел МВД «Кинешемский» с заявлением обратилась 25-летняя девушка.
23.09.2017 Kineshemec.Ru
Как сообщила пресс-служба Владимирской таможни, в ходе проведения комплекса совместных мероприятий сотрудниками Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России,
22.09.2017 ГТРК Иваново
В области пройдёт — операция «Оружие» - Заря
В области пройдёт — операция «Оружие»
На протяжении месяца будут проверять владельцев гражданского оружия на предмет соблюдения установленных законом правил хранения оружия.
Заря
Быть заметным - Заря
Быть заметным
Или зачем нужны световозвращатели? Световой день сокращается. На тёмных дорогах, да ещё и в дождь, пешеходы становятся в буквальном смысле невидимками.
Заря
ВНИМАНИЕ! ПРОПАЛ РЕБЁНОК - Пучежские вести
ВНИМАНИЕ! ПРОПАЛ РЕБЁНОК
Отделом МВД России по Ленинскому району города Иваново разыскивается несовершеннолетняя Сергеева Анастасия Романовна, 2003 года рождения.
Пучежские вести
Открытие учебного года в Воскресной школе - Иваново-Вознесенская епархия 23 сентября состоялось открытие учебного года в Воскресной школе "Ковчег" при Успенском кафедральном соборе г. Иваново.
23.09.2017 Иваново-Вознесенская епархия
Василий Щипков. Самоубийство российского либерализма - Иваново-Вознесенская епархия"Либерализм совершил самоубийство. Он лишился своего консолидирующего характера, перестал быть «нормой», общим знаменателем и превратился в нечто противоположное – изоляционистскую идеологию, консенсус меньшинства.
23.09.2017 Иваново-Вознесенская епархия
23 сентября, в канун Недели 16-й по Пятидесятнице, дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев,
23.09.2017 Иваново-Вознесенская епархия
img_0117 - газета Родниковский Рабочий
Творчество старости не подвластно!
21 сентября, в Рождество Пресвятой Богородицы, В зале административного корпуса стадиона открылась традиционная осенняя выставка цветов, плодов, домашних заготовок и рукоделий ветеранов комбината.
газета Родниковский Рабочий
Народные приметы - Газета Светлый Путь
Народные приметы на 21 сентября
Народные приметы 21 сентября у православных христиан один из самых больших церковных праздников – Рождество Пресвятой Богородицы.
Газета Светлый Путь
Трудное возвращение, или О судьбе бывшего Крестовоздвиженского храма - Шуйские Известия
Трудное возвращение, или О судьбе бывшего Крестовоздвиженского храма
Не так давно «Шуйские известия» рассказывали об очередном визите в наш город депутата Государственной думы Алесея Хохлова.
Шуйские Известия
Трезвым быть — здоровью  не вредить! - Шуйские ИзвестияВ Шуе в Литературном сквере прошла акция, посвященная дню трезвости Главными организаторами этого действа выступили активисты общества трезвости, созданного при храме Преображения Господня.
23.09.2017 Шуйские Известия
DKZiy73XUAAPzzo - Наше СловоВ Плесе под председательством министра культуры РФ Владимира Мединского проходит заседание коллегии министерства Участники обсуждают концепцию развития музейного дела, вопросы развития частных музеев,
23.09.2017 Наше Слово
25 сентября в 14.00 в читальном зале государственного архива Ивановской области (г.
22.09.2017 Департамент культуры
Заинтересовать профессионалов туриндустрии - Приволжская правда
Заинтересовать профессионалов туриндустрии
Кинешма – город с богатой историей, разнообразной архитектурой и интересными событийными  мероприятиями.
Приволжская правда
Не только “Снегурочка” и “Ромео и Джульетта” - Приволжская правда
Не только “Снегурочка” и “Ромео и Джульетта”
Меньше месяца остается до начала 121 сезона в Кинешемском драматическом театре имени А.Н.Островского.
Приволжская правда
Торопись, честной народ! Ярмарка к нам идет! - Призыв
Торопись, честной народ! Ярмарка к нам идет!
Уже завтра, 23 сентября, в Палехе пройдет традиционная Крестовоздвиженская ярмарка.
Призыв
В память участников военных действий в Кинешме прошли соревнования по лазертагу - Kineshemec.RuПобедили «Молодая гвардия» и учащиеся школы-интерната №1. 22 сентября в парке возле бывшего здания Клуба юных моряков прошел турнир по внеаренному лазертагу.
23.09.2017 Kineshemec.Ru
"Знамя Труда" - "Текстильщик" - 0:3 - ФК Текстильщик23 сентября "Текстильщик" провел свой матч в рамках первенства страны в подмосковном Орехово-Зуеве.
23.09.2017 ФК Текстильщик
Бояринцев приглашает на встречу! - ФК ТекстильщикВ четверг 28 сентября в пабе "Хулиганс" по адресу: г. Иваново, пр. Ленина, 88 пройдет встреча болельщиков с главным тренером "Текстильщика" Денисом Бояринцевым .
23.09.2017 ФК Текстильщик
В Кинешме прошел турнир по внеаренному лазертагу - Приволжская правда
В Кинешме прошел турнир по внеаренному лазертагу
В минувшую пятницу в парке, расположенном возле КЮМа, прошел турнир по внеаренному лазертагу, посвящённый памяти участников войны в Афганистане и других локальных войн Участниками соревнований стали школа-интернат №1,
Приволжская правда
Старт мальчиков 2006-2008г.р. - Наше Слово
Кохомчане вышли на «Кросс нации»
Традиционно в Кохме на стадионе «Рекорд» проходит праздник спорта «Кросс нации».
Наше Слово
DKPCpDaXkAAaQoN - Наше Слово
Новый спортзал открыт в Подвязновской школе Ивановского района
В Подвязновской  школе открыт после капитального ремонта спортивный зал. Ремонт спортивного зала проводился за счет федеральных средств выделенных по проекту «Детский спорт» и бюджета Ивановского  района.
Наше Слово
В наше время информатизация процесс поистине всеобъемлющий, почти каждый житель страны имеет компьютер и доступ к всемирной сети интернет.
22.09.2017 Газета Сельские Зори
event_photo_big_a305eac795634139b2d909ef8316f093 - Наше СловоГубернатор  Павел Коньков проинспектировал ход работ по строительству автомобильной дороги, соединяющей улицы Минская и Фрунзе областного центра.
22.09.2017 Наше Слово
00_145509330053 - Наше СловоНа оперативном совещании губернатор Ивановской области Павел Коньков поручил наладить работу «горячей линии» регионального оператора по обращению с ТКО,
21.09.2017 Наше Слово
banner_politic_3_06b6a058d2cc8e5dde78a8b02b1e0235 - газета Родниковский РабочийФорум-диалог «Языковая политика: общероссийская экспертиза» пройдет 3 октября 2017 года в Москве.
22.09.2017 газета Родниковский Рабочий
"Знамя Труда" - "Текстильщик" - 0:3 - ФК Текстильщик23 сентября "Текстильщик" провел свой матч в рамках первенства страны в подмосковном Орехово-Зуеве.
23.09.2017 ФК Текстильщик