Новости города БезФормата.Ru
Иваново
Главные новости
 
Задать вопрос?

Александр Щипков. Как нам понимать светскость государства

Александр Щипков. Как нам понимать светскость государства - Иваново-Вознесенская епархия
Фото: omiliya.org
Предлагаем вашему вниманию новую статью  заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Владимировича Щипков, размещенную н а портале "Интерфакс-религия" .

Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную "революцию сознания". И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.

На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия "светское государство". Понятие "светскость" ("секулярность") представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью "светскости". Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, "клерикализацию" от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей "естественной" свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные "флажки".

Выглядят такие предложения, прямо скажем, доктринерскими. Уместно ли понимание роли религии и идеологии как сценариев социальных игр? Как согласовать между собой интересы и мировоззрения разных социальных и идеологических групп? Как именно предлагается размечать социальное поле, исходя из каких критериев, как добиться консенсуса? Например, как быть с противоречием между положениями Конституции, когда одно из них утверждает отсутствие в обществе общепринятой идеологии, а другое предлагает набор идеологических стандартов, продиктованных одним из вариантов светских идеологий? Пока не будет решен этот базовый вопрос, бессмысленно приступать к переписыванию законов - это вызовет дополнительное напряжение в обществе и приведет к размыванию других, более или менее эффективно работающих дефиниций.

Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия "закона девяносто седьмого года" и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.

I

Секулярность долгое время было принято считать синонимом "нерелигиозности". При этом мало кого смущал негативный, апофатический характер такого определения. В самом деле, какое, собственно говоря, позитивное определение можно дать светскости - без приставки "не" и без привлечения синонимов, ничего не проясняющих, но загоняющих попытки определения в ситуацию логического круга?

Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.

1. Секулярность не монолитна. На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о "секулярности вообще" так же странно, как говорить о "религиозности вообще".

2. Секулярность идеологична. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что понятие светскости-секулярности - идеологическое. Отсюда и термин "секуляризм" ("секуляристский") - обозначающий радикальный и авторитарный вариант секулярности. Отсюда и знаменитый совет избегать "вульгарного примитивного понимания светскости" как антирелигиозности, который озвучил Владимир Путин в 2013 году.

3. Секулярность не антирелигиозна. Отделение церкви от государства - важный принцип светскости, но он не означает отделения религии от государства в большей степени, чем отделение атеизма или агностицизма. Иначе было бы непонятно, почему атеизм или позитивизм в школе и в парламенте уместны, а религиозность - нет.

4. Секулярность (как и религиозность) не может быть критерием социальной или культурной "полноценности". Понятие "секулярность" долгое время было сцеплено с классической дихотомией "современное - традиционное". Но как показывает наблюдение, современному обществу свойственен скорее комбинированный сценарий развития, когда новые социальные явления и институты не вытесняют, а наслаиваются на предыдущие. Поэтому в социальных науках происходит отказ от вышеупомянутого жесткого разделения истории на время "традиционного общества" и время "общества модерна".

5. Секулярность (как и религиозность) мифологична. Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную "священнную историю": это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.

Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.

Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.

II

К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.

К первому случаю относится, например, следующее распространенное определение: "Светское государство... регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования". Очевидно, что сравниваются несравнимые категории, "белое с горячим". Гражданских, а не церковных - было бы более понятно. Ведь что такое гражданские нормы? Это нормы - близкие большей части общества. Но таковыми могут быть любые нормы, включая религиозные. Разве католические убеждения не играли важную роль в идеологии польской "Солидарности"? Протестантизм - во взглядах электората Дональда Трампа? Иудаизм - в израильском обществе? Конфуцианство - в Китае? Разве исламскую революцию в Иране делало не гражданское общество? Иными словами, противопоставление по линии "гражданское - религиозное" абсолютно некорректно. Это либо логическая ошибка, либо заведомый обман.

Второй случай - это наследие той самой, по словам В.Путина, "вульгарной трактовки светскости", для которой религия - это просто архаичная, несовершенная система знания, которая якобы "преодолена" наукой. Данная точка зрения давно устарела. От "единого научного мировоззрения" мир отказался в период падения коммунизма. Как известно, полная формализация системы знания невозможна, она будет либо противоречивой, либо неполной. Сегодня даже внутри самой науки нет единой сложившейся картины мира, единого мировоззрения, научно-методологические споры продолжаются, в том числе о самих принципах научности. Неудивительно, что и границы самих феноменов религиозности и светскости научно не определены.

Будем откровенны: в понимании светскости огромную роль играл исторический фактор - первоначальный импульс антирелигиозности, отрицания религии. Но сегодня это не работает. Дискриминация традиционной (классической) религиозности, характерная для ХХ века - это дань определенной, причем довольно трагической эпохе.

III

Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то "светскость" не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: "Я знаю, что я ничего не знаю".

Правда, при этом государство всё равно будет вынуждено считаться с традициями данного общества - какими бы они ни были - поскольку традиция значительно облегчает общественное строительство и управление. Это значит, в частности, что в мире могут существовать "более атеистические" и "более религиозные" государства, хотя крен в ту или иную сторону будет сглажен на уровне государственного управления. При этом и те и другие государства должны считаться светскими.

Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства: "Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа". То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.

Последнее и, может быть, самое важное. Разбираться со сложным понятием светскости на одном только экспертном уровне недостаточно. И даже недопустимо. Обсуждать проблематику и концептуальные основания светскости необходимо всему обществу - ведь решается наша судьба, судьба одного из краеугольных камней нашей коллективной идентичности. И условием такого обсуждения является честное и открытое решение вопроса об общепринятой идеологии - есть она или ее нет. Только после этого можно будет перейти к проблеме светского-религиозного.

Автор - доктор политических наук,
советник председателя Госдумы,
член Общественной палаты РФ

Интерфакс-религия

А.В.Щипков. Большое гражданское общество - Иваново-Вознесенская епархияПредлагаем вашему вниманию статью первого заместителя Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Владимировича Щипкова "Большое гражданское общество" с сайта УМ+ .
14.08.2017 Иваново-Вознесенская епархия
21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г.Иваново.
21.01.2018 Иваново-Вознесенская епархия
Народные приметы на 21 января - Знамя21 января – память святого Емельяна (Емельян Зимний) – одного из первых христианских епископов и исповедников.
21.01.2018 Знамя
Азы православия изучили в Кинешемском районе - Kineshemec.RuТам действует Школа православной грамотности. В Наволокском комплексном центре социального обслуживания населения продолжает работу Школа православной грамотности.
21.01.2018 Kineshemec.Ru
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове - Иваново-Вознесенская епархия19 января, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
20.01.2018 Иваново-Вознесенская епархия
Выступление митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Теология и прогресс» - Иваново-Вознесенская епархия17 января в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры состоялась конференция «Теология и прогресс».
20.01.2018 Иваново-Вознесенская епархия
20 января, в канун Неделя 33-й по Пятидесятнице, по Богоявлении митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе г.Иваново.
20.01.2018 Иваново-Вознесенская епархия
Митрополит Иосиф принял участие в конференции на тему «Теология и прогресс», которая прошла в Общецерковной аспирантуре и докторантуре - Иваново-Вознесенская епархия17 января 2018 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялась конференция на тему «Теология и прогресс».
20.01.2018 Иваново-Вознесенская епархия
20 января, в попразднство Богоявления, праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г.Иваново.
20.01.2018 Иваново-Вознесенская епархия
   В дежурную часть межмуниципального отдела  МВД России «Ивановский» с заявлением обратилась 77-летняя местная жительница.
21.01.2018 УМВД Ивановской области
Под суд за шоколадки - 168.RuПолицейские задержали воров-сладкоежек. Злоумышленники украли из магазина 46 плиток шоколада.
21.01.2018 168.Ru
По данным ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ивановской области, сегодня, 21 января, камеры фото-видеофиксации будут установлены на нескольких объектах региона: Иваново-Владимир (Ивановский р-н,
21.01.2018 ГТРК Иваново
Молодая женщина в Ивановской области сломала позвоночник, перевернувшись на BMW-Х5
ДТП произошло в Тейковском районе Незадолго до 10 часов вечера 19 января на автодороге Ростов-Иваново-Н.Новгород в Тейковском районе 27-летняя женщина, управляя автомобилем BMW-Х5,
ИД Частник
Криминальная хроника
Сокращенная версия. Полностью текст можно прочитать в газете «Светлый путь»,  И вновь телефонное мошенничество Жительнице Южи позвонили с радостной вестью:
Газета Светлый Путь
Подсудимый признал вину - Наше время
Подсудимый признал вину
Тейковской межрайонной прокуратурой поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении гражданина Республики Азербайджан Г., совершившего преступление,
Наше время
21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г.Иваново.
21.01.2018 Иваново-Вознесенская епархия
Народные приметы на 20 января - Знамя20 января – день памяти Иоанна Предтечи (Крестителя). Согласно Священному Писанию, этот человек был последним библейским пророком: он в свое время предсказал приход Мессии, совершал ритуальное очищение водой (крещение),
20.01.2018 Знамя
Митрополит Иосиф принял участие в конференции на тему «Теология и прогресс», которая прошла в Общецерковной аспирантуре и докторантуре - Иваново-Вознесенская епархия17 января 2018 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялась конференция на тему «Теология и прогресс».
20.01.2018 Иваново-Вознесенская епархия
Народные приметы на 19 января - Газета Светлый Путь
Народные приметы на 19 января
19 января – Крещение Господне (Богоявление) – большой церковный праздник.
Газета Светлый Путь
Православные встретили Крещение Господне - Газета Светлый Путь
Православные встретили Крещение Господне
Сегодня на водоемах Южского района  многолюдно:  люди идут к ледяным купелям, чтобы окунуться в крещенскую воду.
Газета Светлый Путь
Народные приметы на 18 января - Газета Светлый Путь
Народные приметы на 18 января
В народном календаре у даты 18 января множество названий. Главное из них – это, конечно же, Крещенский Сочельник, ведь именно этот день является кануном большого православного праздника – Крещения Господня (Богоявления).
Газета Светлый Путь
На Рождество, если хочешь, и сказка проснётся - Газета АвангардЭта строчка из песни, которую исполнили Анастасия Смирнова, ученица Заречной школы, и ученики Колшевской школы, очень точно описывает светлую атмосферу фестиваля детского творчества «Рождественский подарок»,
21.01.2018 Газета Авангард
Нижегородский театр представит в Кинешемском драматическом театре им. А.Н. Островского спектакль «Панночка» - Приволжская правда22 января в 18.30 в Кинешемском драматическом театре имени А.Н. Островского  Нижегородский театр русской классики «Остров» представит свой спектакль «Панночка» по повести Николая Гоголя «Вий».
20.01.2018 Приволжская правда
Клуб «Октябрь» открыл творческий сезон - 168.RuПосле капитального ремонта в Кинешме открылся зрительный зал клуба «Октябрь».
21.01.2018 168.Ru
После капитального ремонта в Кинешме открылся зрительный зал клуба «Октябрь» . - Приволжская правда
После капитального ремонта в Кинешме открылся зрительный зал клуба «Октябрь» .
Вот уже многие годы клуб «Октябрь», открытый в феврале 1967 года по решению профсоюзной организации Дмитриевского лесохимического завода, является одним из ведущих учреждений культуры нашего города.
Приволжская правда
«Музей есть зеркало театра» - Приволжская правда
«Музей есть зеркало театра»
В конце декабря Кинешемский драматический театр им. А.Н.Островского отметил 120-летие .
Приволжская правда
Свежий взгляд на тысячелетние традиции. - Приволжская правда
Свежий взгляд на тысячелетние традиции.
В восемнадцатый раз в Ивановской области прошел фестиваль детского творчества «Рождественский подарок».
Приволжская правда
Малые зимние Олимпийские игры в Савино - ЗнамяВ рамках дней недели здоровья в Савинском детском саду № 3 состоялись малые зимние Олимпийские игры.
21.01.2018 Знамя
21 января жителей областного центра приглашают на соревнования «Зимние забавы».
20.01.2018 ГТРК Иваново
Кинешемка стала чемпионкой ЦФО по боксу. - Приволжская правдаС 11 по 16 января в городе Серпухов прошел чемпионат центрального федерального округа по боксу среди женщин.
20.01.2018 Приволжская правда
«Мини-футбол – в школу». Представители Заволжского лицея лучшие  в свое возрастной группе - Газета Авангард
«Мини-футбол – в школу». Представители Заволжского лицея лучшие в свое возрастной группе
Финальные матчи по мини-футболу среди команд общеобразовательных учреждений региона в сезоне 2017 — 2018 годов прошли в Иванове с 15 по 18 января.
Газета Авангард
Подведены итоги регионального этапа общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу» - Знамя
Подведены итоги регионального этапа общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу»
Финальные матчи по мини-футболу среди команд общеобразовательных учреждений региона в сезоне 2017 — 2018 годов прошли в Иванове с 15 по 20 января.
Знамя
“Мини-футбол – в школу”: среди победителей – кинешемцы. - Приволжская правда
“Мини-футбол – в школу”: среди победителей – кинешемцы.
Финальные матчи по мини-футболу среди команд общеобразовательных учреждений региона в сезоне 2017 – 2018 годов прошли в Иванове с 15 по 18 января.
Приволжская правда
О работе «горячей линии» по приёму купюр. - Приволжская правдаС 18 января по 25 января 2018 года в Управлении Роспотребнадзора по Ивановской области организована “горячая линия” по обращению купюр 2000 и  200 рублей, приёму ветхих купюр,
21.01.2018 Приволжская правда
О ежемесячной выплате в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. - Приволжская правдаС 1 января вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017  № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»,
21.01.2018 Приволжская правда
Праздник Крещения Господня - Ивановский институт ГПС МЧС РоссииСегодня, 19 января, православные христиане отмечают праздник Крещения Господня и Богоявления.
19.01.2018 Ивановский институт ГПС МЧС России
В Ивановской области ожидается резкое понижение температуры воздуха - ГКУЗ ИО ТЦМК ИОУже сегодня вечером температура воздуха начнет снижаться. Ћед на ветках р€бины во дворе одного из домов на Ћенинском проспекте.
20.01.2018 ГКУЗ ИО ТЦМК ИО
Народные приметы на 19 января - Газета Светлый Путь19 января – Крещение Господне (Богоявление) – большой церковный праздник.
19.01.2018 Газета Светлый Путь