Новости города БезФормата.Ru
Иваново
Главные новости
 
Задать вопрос?

Александр Щипков. Как нам понимать светскость государства

Александр Щипков. Как нам понимать светскость государства - Иваново-Вознесенская епархия
Фото: omiliya.org
Предлагаем вашему вниманию новую статью  заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Владимировича Щипков, размещенную н а портале "Интерфакс-религия" .

Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную "революцию сознания". И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.

На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия "светское государство". Понятие "светскость" ("секулярность") представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью "светскости". Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, "клерикализацию" от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей "естественной" свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные "флажки".

Выглядят такие предложения, прямо скажем, доктринерскими. Уместно ли понимание роли религии и идеологии как сценариев социальных игр? Как согласовать между собой интересы и мировоззрения разных социальных и идеологических групп? Как именно предлагается размечать социальное поле, исходя из каких критериев, как добиться консенсуса? Например, как быть с противоречием между положениями Конституции, когда одно из них утверждает отсутствие в обществе общепринятой идеологии, а другое предлагает набор идеологических стандартов, продиктованных одним из вариантов светских идеологий? Пока не будет решен этот базовый вопрос, бессмысленно приступать к переписыванию законов - это вызовет дополнительное напряжение в обществе и приведет к размыванию других, более или менее эффективно работающих дефиниций.

Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия "закона девяносто седьмого года" и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.

I

Секулярность долгое время было принято считать синонимом "нерелигиозности". При этом мало кого смущал негативный, апофатический характер такого определения. В самом деле, какое, собственно говоря, позитивное определение можно дать светскости - без приставки "не" и без привлечения синонимов, ничего не проясняющих, но загоняющих попытки определения в ситуацию логического круга?

Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.

1. Секулярность не монолитна. На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о "секулярности вообще" так же странно, как говорить о "религиозности вообще".

2. Секулярность идеологична. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что понятие светскости-секулярности - идеологическое. Отсюда и термин "секуляризм" ("секуляристский") - обозначающий радикальный и авторитарный вариант секулярности. Отсюда и знаменитый совет избегать "вульгарного примитивного понимания светскости" как антирелигиозности, который озвучил Владимир Путин в 2013 году.

3. Секулярность не антирелигиозна. Отделение церкви от государства - важный принцип светскости, но он не означает отделения религии от государства в большей степени, чем отделение атеизма или агностицизма. Иначе было бы непонятно, почему атеизм или позитивизм в школе и в парламенте уместны, а религиозность - нет.

4. Секулярность (как и религиозность) не может быть критерием социальной или культурной "полноценности". Понятие "секулярность" долгое время было сцеплено с классической дихотомией "современное - традиционное". Но как показывает наблюдение, современному обществу свойственен скорее комбинированный сценарий развития, когда новые социальные явления и институты не вытесняют, а наслаиваются на предыдущие. Поэтому в социальных науках происходит отказ от вышеупомянутого жесткого разделения истории на время "традиционного общества" и время "общества модерна".

5. Секулярность (как и религиозность) мифологична. Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную "священнную историю": это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.

Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.

Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.

II

К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.

К первому случаю относится, например, следующее распространенное определение: "Светское государство... регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования". Очевидно, что сравниваются несравнимые категории, "белое с горячим". Гражданских, а не церковных - было бы более понятно. Ведь что такое гражданские нормы? Это нормы - близкие большей части общества. Но таковыми могут быть любые нормы, включая религиозные. Разве католические убеждения не играли важную роль в идеологии польской "Солидарности"? Протестантизм - во взглядах электората Дональда Трампа? Иудаизм - в израильском обществе? Конфуцианство - в Китае? Разве исламскую революцию в Иране делало не гражданское общество? Иными словами, противопоставление по линии "гражданское - религиозное" абсолютно некорректно. Это либо логическая ошибка, либо заведомый обман.

Второй случай - это наследие той самой, по словам В.Путина, "вульгарной трактовки светскости", для которой религия - это просто архаичная, несовершенная система знания, которая якобы "преодолена" наукой. Данная точка зрения давно устарела. От "единого научного мировоззрения" мир отказался в период падения коммунизма. Как известно, полная формализация системы знания невозможна, она будет либо противоречивой, либо неполной. Сегодня даже внутри самой науки нет единой сложившейся картины мира, единого мировоззрения, научно-методологические споры продолжаются, в том числе о самих принципах научности. Неудивительно, что и границы самих феноменов религиозности и светскости научно не определены.

Будем откровенны: в понимании светскости огромную роль играл исторический фактор - первоначальный импульс антирелигиозности, отрицания религии. Но сегодня это не работает. Дискриминация традиционной (классической) религиозности, характерная для ХХ века - это дань определенной, причем довольно трагической эпохе.

III

Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то "светскость" не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: "Я знаю, что я ничего не знаю".

Правда, при этом государство всё равно будет вынуждено считаться с традициями данного общества - какими бы они ни были - поскольку традиция значительно облегчает общественное строительство и управление. Это значит, в частности, что в мире могут существовать "более атеистические" и "более религиозные" государства, хотя крен в ту или иную сторону будет сглажен на уровне государственного управления. При этом и те и другие государства должны считаться светскими.

Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства: "Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа". То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.

Последнее и, может быть, самое важное. Разбираться со сложным понятием светскости на одном только экспертном уровне недостаточно. И даже недопустимо. Обсуждать проблематику и концептуальные основания светскости необходимо всему обществу - ведь решается наша судьба, судьба одного из краеугольных камней нашей коллективной идентичности. И условием такого обсуждения является честное и открытое решение вопроса об общепринятой идеологии - есть она или ее нет. Только после этого можно будет перейти к проблеме светского-религиозного.

Автор - доктор политических наук,
советник председателя Госдумы,
член Общественной палаты РФ

Интерфакс-религия

А.В.Щипков. Большое гражданское общество - Иваново-Вознесенская епархияПредлагаем вашему вниманию статью первого заместителя Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Владимировича Щипкова "Большое гражданское общество" с сайта УМ+ .
14.08.2017 Иваново-Вознесенская епархия

18.11.2017 Иваново-Вознесенская епархия
В Кинешме состоялся чин освящения и закладки храма Николая Чудотворца - 168.RuЧин освящения проводил епископ Кинешемский и Палехский Иларион. 15 ноября в микрорайоне "Автоагрегат" совершена закладка нового храма в честь святителя и чудотворца Николая.
16.11.2017 168.Ru
В Иванове состоялся XI Межрегиональный конкурс чтецов Священного Корана - Общественная палатаВ Иванове завершился XI Межрегиональный конкурс чтецов Священного Корана.
16.11.2017 Общественная палата
Поруганная память - Шуйские ИзвестияКто, зачем и почему сломал Поклонный крест? В воскресенье город облетела шокирующая новость о том, что кто-то порушил Поклонный крест на площади Ленина, где до 1 мая 1930 года располагалась прекрасная Спасская церковь,
16.11.2017 Шуйские Известия
В воскресенье, 12 ноября, в литературной гостиной администрации района состоялся вечер православной песни «Тихая мелодия».
16.11.2017 Родная Нива
В Иванове состоялся XI Межрегиональный конкурс чтецов Священного Корана - Департамент Внутренней политикиВ Иванове завершился XI Межрегиональный конкурс чтецов Священного Корана.
16.11.2017 Департамент Внутренней политики
Народные приметы на 16 ноября - Газета Светлый Путь16 ноября почитается память княжны Анны Всеволодовны, которая была дочерью киевского князя Всеволода Ярославовича, женившегося на греческой царевне.
16.11.2017 Газета Светлый Путь
В основании нового храма в Кинешме заложили капсулу - Kineshemec.RuЦерковь Николая Чудотворца возводят на пересечении улиц Щорса и Гагарина.
15.11.2017 Kineshemec.Ru
Сегодня вечером на участке автодороги Иваново - Лежнево, возле деревни Кукарино, автобус "Ивеко" совершил наезд на тело человека.
18.11.2017 ГТРК Иваново
       В дежурную часть отдела МВД России по Советскому району города Иваново с заявлением о краже обратилась 38-летняя жительница областного центра.
19.11.2017 УМВД Ивановской области
По данным ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ивановской области, сегодня, 19 ноября, камеры фото-видеофиксации будут установлены на нескольких объектах региона: Иваново-⁠Владимир (Ивановский р-⁠н,
19.11.2017 ГТРК Иваново
Проверка водителей - Заря
Проверка водителей
18 ноября на территории Комсомольского района состоится массовая проверка водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.
Заря
И опять в Иванове сгорел автомобиль
На этот раз днем Днем 18 ноября в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ивановской области поступило сообщение о пожаре по адресу: г. Иваново, ул.
ИД Частник
Состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - Газета Светлый Путь
Состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
В минувший четверг в администрации Южского муниципального района состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Газета Светлый Путь

18.11.2017 Иваново-Вознесенская епархия
В Кинешме состоялась закладка храма святителя Николая Чудотворца - Приволжская правдаХрам будет построен в микрорайоне «Автоагрегат» на пересечении улиц Щорса и Гагарина.
17.11.2017 Приволжская правда
Народные приметы на 16 ноября - Газета Светлый Путь16 ноября почитается память княжны Анны Всеволодовны, которая была дочерью киевского князя Всеволода Ярославовича, женившегося на греческой царевне.
16.11.2017 Газета Светлый Путь
Поруганная память - Шуйские Известия
Поруганная память
Кто, зачем и почему сломал Поклонный крест? В воскресенье город облетела шокирующая новость о том, что кто-то порушил Поклонный крест на площади Ленина, где до 1 мая 1930 года располагалась прекрасная Спасская церковь,
Шуйские Известия
Народные приметы на 13 ноября - Газета Светлый Путь
Народные приметы на 13 ноября
13 ноября праздник отмечали охотники и рыбаки. Кстати, их могли также чествовать и накануне – 12 ноября.
Газета Светлый Путь
«Пусть душа твоя болит»
В воскресенье, 12 ноября, в литературной гостиной администрации района состоялся вечер православной песни «Тихая мелодия».
Родная Нива
Искать «свои» слова - Шуйские ИзвестияВ Павловском дворце чествовали  народного поэта Николая Бодунова Это был тёплый, душевный вечер во дворце «Павловский».
18.11.2017 Шуйские Известия
История портрета знаменитого кинешемского водителя - Kineshemec.RuСпустя 30 лет Виталий Травин вспомнил подробности его написания. Не так давно героем рубрики «Гость редакции» стал Виталий Травин — Почетный гражданин Кинешмы, Почетный автотранспортник,
17.11.2017 Kineshemec.Ru
Афиша выходного дня в Кинешме на 18 и 19 ноября - Kineshemec.RuНаиболее интересные мероприятия на выходные. Суббота — 18 ноября: В 10-00 в средней школе №8 пройдут соревнования комплекса ГТО «Папа, мама, я, ГТО — одна семья» (возрастные ограничения 0+);
17.11.2017 Kineshemec.Ru
Равнение на Героя - Заря
Равнение на Героя
В пятницу, 10 ноября, в Комсомольске прошло открытие бюста уроженца Комсомольского района Героя Советского Союза Вадима Сергеевича Миловидова.
Заря
dsc_1646 - газета Родниковский Рабочий
Открываем «Тестильный салон»
В Иванове с 15 по 18 ноября пройдет XXV Международный фестиваль моды «Текстильный салон», сообщил и.о.
газета Родниковский Рабочий
Библиотека №9 приглашает посетить книжную выставку к Дню толерантности - Приволжская правда
Библиотека №9 приглашает посетить книжную выставку к Дню толерантности
Книжно-иллюстративная выставка «Мы все лучи одной зари» представляет литературу об обычаях, традициях и кулинарных пристрастиях разных народов.
Приволжская правда
Шуянин Егор Холодов —  чемпион мира! - Шуйские ИзвестияСвыше 2500 кадетов (так в международной классификации называются спортсмены в возрасте до 18 лет) из более чем 45 стран со всей планеты от Канады до Австралии приняли участие в чемпионате Мира по традиционному фудокан каратэ,
17.11.2017 Шуйские Известия
IMG_6038.JPG - Администрация г. Иваново17 ноября в детско-юношеской спортивной школе № 2 города Иванова состоялся спортивный праздник «Посвящение в юные гимнасты», который проходил в рамках Всероссийского Дня гимнастики.
18.11.2017 Администрация г. Иваново
В Юже проведены первые состязания «КЭС-Баскет» - Газета Светлый Путь17 ноября на спортивной базе детского оздоровительно-образовательного центра г.
18.11.2017 Газета Светлый Путь
Победителей ждет матч в Пучеже - Призыв
Победителей ждет матч в Пучеже
15 ноября на базе Палехской средней школы проходили районные соревнования по мини-футболу в зачёт Спартакиады обучающихся общеобразовательных организаций Палехского муниципального района.
Призыв
Фестиваль «ГТО — одна страна, одна команда!» - Наше время
Фестиваль «ГТО — одна страна, одна команда!»
Фестиваль «ГТО — одна страна, одна команда!»   прошел во всех общеобразовательных учреждениях города.
Наше время
Никита Кочунов стал чемпионом Европы - Заря
Никита Кочунов стал чемпионом Европы
Соревнования прошли в Эстонии. 11-­12 ноября в эстонском городе Кохтла­Ярве прошли первенство и чемпионат Европы по ояма­каратэ.
Заря
4_68a25359 - Наше СловоЭкс-губернатор Ивановской области Павел Коньков получил награду из рук Президента РФ Владимира Путина 15 ноября в Екатерининском зале Кремля состоялась церемония вручения государственных наград выдающимся деятелям политики,
16.11.2017 Наше Слово
Нетрезвые автомобилисты в зоне особого внимания - ГИБДД УМВДВ предстоящие выходные дни сразу несколько районов области будут под усиленным контролем дорожной полиции.
17.11.2017 ГИБДД УМВД
Ивановка, спасаясь от мужчины, сумела переплыть ледяную Уводь - Kineshemec.RuНа другом берегу ее приютили в частном доме. На одной из Камвольных улиц в Иванове произошел конфликт, участницей которого стала местная жительница.
18.11.2017 Kineshemec.Ru
Город Иваново получил свидетельство участника национального туристического проекта «Золотое кольцо России» - Пучежские вестиСвидетельства участников национального туристического проекта «Золотое кольцо России» вручены восьми городам России в рамках торжественного собрания, посвященного 50-летию туристического маршрута.
16.11.2017 Пучежские вести
В музее ивановского ситца открылась выставка  «Вячеслав Зайцев. Экспромт» - Правительство областиВыставка авторского костюма и фотоживописи «Вячеслав Зайцев. Экспромт» открылась сегодня, 17 ноября, в музее ивановского ситца в рамках XXV Международного «Текстильного салона».
17.11.2017 Правительство области