Магазины двух торговых сетей – ивановской «Высшей лиги» и костромской сети «Адмирал» - были проинспектированы в ходе рейда, проведенного 19 августа в Кинешме.
В нем приняли участие заместитель главы города Андрей Князев, начальник управления экономики и предпринимательства городского округа Елена Казначеева и руководитель местного отделения партии «Единая Россия» Владимир Громов. Возглавил инспекционную группу председатель комитета Ивановской областной думы по экономическому развитию, куратор региональной мониторинговой группы Роман Ефремов.
Это был первый выездной рейд, организованный в рамках партийного проекта «Честная цена» - до сих пор подобные проверки проводились, в основном, в областном центре.
Задачей выездной группы, как и в предыдущих рейдах, было определение доли продукции ивановских товаропроизводителей в общем товарообороте магазинов, цена, качество продуктов питания.
И так же, как и прежде, подтвердилась закономерность: ивановские сети ориентированы, в основном, на продукцию ивановских производителей, доля местных товаров в ассортименте торговых сетей, пришедших из других регионов, сведена к минимуму.
В этом смысле оставило благоприятное впечатление посещение магазина «Высшая лига»: ассортимент, цены на предлагаемую продукцию, ее качество почти не вызвали никаких замечаний у проверяющих. Практически во всех товарных группах представлена продукция ивановских производителей. Причем в некоторых (например, хлебо-булочные изделия) их доля приближается к 100 процентам. Достаточно велика доля производителей нашего региона в группе молочной, мясной продукции. Присутствовавшие в магазине покупатели обратили внимание проверяющих на витрины с кинешемским мороженым: по их словам, его качество не уступает привезенному из других областей, а в сочетании с ценой делает его еще более предпочтительным для кинешемцев. Пожалуй, единственное, что вызвало удивление мониторинговой группы – отсутствие на прилавках магазина продукции кинешемской птицефабрики.
Иная картина открылась в магазине костромской сети «Адмирал». В целом порадовал и ассортимент, и цены, и не было замечено на прилавках продуктов, оставлявших сомнение в их свежести. Но кроме кинешемских хлебных изделий, никакой другой ивановской продукции проверяющие на витринах и полках этого магазина не увидели.
Как объяснила директор магазина Юлия Абузярова, когда-то на прилавках «Адмирала» ивановская продукция все-таки присутствовала. Однако, по ее словам, некоторое время назад у наших производителей «что-то случилось с ценами» - при всех прочих равных (качество, объем поставки, ассортимент) ивановцы проиграли конкурентам в ценах на товар. А в последнее время, по ее информации, ивановские поставщики, в общем, и не делали «Адмиралу» предложений. Впрочем, все контракты подписываются и обсуждаются в офисе в Костроме, там же выстаивается и единая политика всей торговой сети.
Позже, на брифинге в администрации Кинешмы, Роман Ефремов прокомментировал увиденное в магазине сети «Адмирал».
«Необходимо выяснять, по какой причине костромская сеть не предлагает ивановскую продукцию: то инерция мышления, то ли такова политика сети и сознательно создаются барьеры для наших поставщиков, то ли всему виной - пассивность наших производителей. Ведь наша общая задача – власти, партии «Единая Россия» - создать условия для развития наших товаропроизводителей, помочь организовать сбыт продукции», – уверен Роман Ефремов.
Присутствовавший на брифинге глава города Александр Пахолков в свою очередь отметил, что администрация уже занимается анализом ситуации на потребительском рынке – в частности, вопросом доступности торговых сетей для местных товаропроизводителей. Однако он считает, что с некоторыми сетями диалог необходимо вести на федеральном уровне, так как их руководители для производителей из регионов практически недосягаемы.
Завершая брифинг Роман Ефремов напомнил, что в настоящее время в регионе работает горячая линия (monitoring.er37.ru), назначение которой – сбор информации о нарушениях в сфере торговли, в том числе связанных с неисполнением поправок в Федеральный закон «Об организации торговой деятельности», вступивших в силу 15 июля. В числе наиболее значимых поправок – установление торговыми сетями прозрачных условий при отборе поставщиков, снижение «входных» барьеров для производителей, установление единых правил сотрудничества с ними. Не секрет, что сети уже находят лазейки, чтобы обойти эти требования. С целью предотвращения нарушений и создана горячая линия, куда могут обращаться и сельхозпроизводители, и потребители, и представители власти.