14 ноября в 14.30 в Музее первого Совета (г. Иваново, ул. Советская, 27) состоится открытие тематической выставки «Палех. Советское», посвященной 90-летию палехской лаковой миниатюры. Вниманию зрителя на выставке впервые представят 13 пластин с портретами иваново-вознесенских революционеров, написанных А.С. Кривцовой, одной из учениц Н.А Правдина. В 1979-1980 годах эти портреты были написаны специально для нового Музея первого Совета, но не вошли в экспозицию. Это первая их демонстрация широкой публике за 35 лет.
Помимо портретов революционеров экспозицию выставки составят шкатулки «Мы наш, мы новый мир построим» (И.М. Баканов), «Перевод М.В.Фрунзе из Шуйской тюрьмы во Владимир» (А.В. Борунов), «Маевка на реке Талке» (А.М. Куркин), «1905 год в Иваново-Вознесенске» (В.Н. Астахова), «Митинг на реке Талке» (Н.П. Лопатин). Отдельный тематический блок выставки демонстрирует технологию создания лаковой миниатюры.
Портрет в искусстве Палеха имеет давние традиции, берет истоки от древнерусской живописи.
Уже с начала 1920-х годов палешане стали заниматься портретным творчеством, специализируясь на портретах вождей революции. Стилистика многих портретов этого периода в исполнении бывших иконописцев была близка к художественному примитиву. В последующие годы работы палешан стало отличать стремление к портретному сходству, показ социальной значимости портретируемого.
В лаковой миниатюре Палеха портрет как самостоятельный жанр развивается в 1930-е годы. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники Н.А.Правдин, И.Ф. Паликин, И.Г. Серебряков. В портретном творчестве также как и в сюжетной миниатюре палешане использовали древнюю технику письма яичными красками с применением твореного золота. Портреты и изображения создавались на предметах из папье-маше.
Анна Кривцова с 1960-х годов писала миниатюрные портреты писателей, музыкантов, палехских художников, выдающихся политических деятелей страны и зарубежных стран. За годы существования лаковой миниатюры, техника написания лиц стала проще, художники ограничивались лишь несколькими слоями красок. Однако, А.С. Кривцова по-прежнему писала лица, накладывая более двенадцати слоёв краски разных тонов и полутонов, теней, бликов.