У 80-летней бабы Маши из когда-то крупного села со школой, больницей и несколькими детскими садами внезапно как раз под Новый год заболел зуб. Разболелся так, что даже не подводивший ее всю жизнь единственный друг - анальгин не помог. Куда бежать лечить зуб, а главное - к кому обратиться, неизвестно, так как на все село ни одного медика, а приезжий фельдшер, иногда готовый помочь в будни, уехал в город на праздники. Скорая помощь в мороз по бездорожью не поедет, тем более из-за зуба пожилой женщины. Так и промучилась Мария Сергеевна все длинные новогодние каникулы.
Услуги дистанционно
Но теперь по заверению наших чиновников и медицинской общественности все будет намного проще. В этом году ожидается принятие закона о телемедицине, который разработан с участием интернет -сообщества. Телемедицина для врачей уже давно работает - есть практика, когда проводятся профессиональные виртуальные консилиумы, осуществляется коммуникация между врачами.
Другое дело - телемедицина для пациентов. По большому счету - это даже не лечение, а дистанционное измерение показателей здоровья, доверие к приборам. Пока в медицине дистанционно работает только один прибор - это градусник. Со всем остальным, непросто.
Например, диабетики пишут в свои журнальчики уровень сахара в крови, каждый день пишут, потом раз в полгода приходят к эндокринологу, показывают тетрадочку. Эндокринолог изучает все эти записи. А что мешает пациенту вести запись в смартфоне? Почему мы доверяем бумажной тетрадочке, но не доверяем тетрадочке с проводами и выходом в интернет? Все упирается в одно слово - телемедицинские услуги.
Телемедицина, по словам экспертов, как раз обезопасит людей. Когда человек по Skype куда-то звонит, разговаривает, следы, записи остаются.
Кажется, что общественность, которая ратует за телемедицину, плохо представляет себе, что представляет медицина в глубинке, а еще менее - какие люди там живут. Представить, что та же баба Маша не может выйти в интернет, в столице, я уверена, невозможно, так как столица всегда онлайн. О каких смартфонах и отправлениях по электронной почте может идти речь, если даже стационарный телефон порой можно найти только у соседей. Если электронной регистратурой пожилые люди так и не научились пользоваться, также как и телефоном мобильным, в большинстве своем.
Гладко только на бумаге...Но развитие телемедицины даст возможность получить консультацию у лучших специалистов конкретной медицинской области. А медперсонал сможет повышать квалификацию дистанционно. Вопрос только стоит в том, насколько технически оснащены областные и районные поликлиники и стационары.
На сегодняшний день мало реально работающих центров телемедицины. Главное, что мешает развиваться российской телемедицине - отсутствие подготовленных кадров. Проведение консультаций и обучение врачей дистанционно требует особой подготовки, а не только высокой врачебной квалификации.
Использование телемедицинских технологий в дистационном образовании имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, экономия бюджета клиник. Во-вторых, возможность приглашения уникальных специалистов. При этом лекции можно читать для нескольких регионов сразу. Еще один плюс - обучение можно проводить без отрыва от работы в больнице. Но есть и нерешенные проблемы, так, по действующим нормам экзамены у студентов нельзя принимать дистанционно.
Как все запущено?Еще лет пятнадцать назад о таком никто не мог и помыслить, а сегодня дистанционные консультации врачей уже вошли в повседневную практику. Правда, если в развитых странах они есть уже в любой захудалой клинике, то в России - лишь в самых передовых. Тем временем, большинство российских врачей (90% опрошенных) горячо поддерживает внедрение телемедицины. Это показало исследование, проведенное Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) и информационным агентством РИА АМИ среди 1000 медиков со всей страны.
Российские врачи считают, что система дистанционных консультаций, безусловно, повысит качество медпомощи в стране. Ведь она позволяет получать советы светил медицины в сложных и запущенных случаях. Среди положительных сторон внедрения телемедицины врачи отметили увеличение скорости медицинской помощи, улучшение качества жизни и здоровья.
60% врачей считают, что возможность оказания услуг дистанционно поспособствует увеличению потока пациентов и сокращению количеств осложнений. К примеру, сегодня по официальной статистике в нашей стране не хватает 30 тысяч врачей. В некоторых регионах государственные больницы укомплектованы лишь на 40-60%. Вот тут-то и может помочь телемедицина, с помощью которой пациентам в удаленных и сельских районах страны станет возможно получить доступ к профессиональной медицинской помощи. Так считают свыше 70% опрошенных.
У нас не так, как у нихИ все же сегодня пока все это только в теории. Есть немало проблем, которые мешают созданию этого практически рая на земле. В первую очередь, эксперты говорят об отсутствии технической базы для работы высокоскоростного интернета в отдаленных районах, объеме и скорости трафика, защищенности каналов связи и безопасности персональных данных пациентов. Еще одна серьезная проблема – низкая осведомленность населения о телемедицине и слабая связь федеральных экспертных центров с региональными телемедицинскими сообществами.
Ежегодно в России на информатизацию здравоохранения выделяется более 5 миллиардов рублей. Но пока отрасль находится лишь в зачаточном состоянии: те телемедицинские центры, что у нас есть, используются лишь для трансляции операций и удаленного обучения специалистов.
Тем временем, в мире телемедицинские технологии уже получили широкое распространение. В Германии, Норвегии, США, Франции, Швеции они стали незаменимой частью системы здравоохранения. Телемедицина дает возможность собирать и анализировать данные о пациенте, получать информацию для клинических исследований, проводить онлайн-консилиумы и создавать «виртуальные клиники», специалисты которых могут находиться в разных регионах страны. В США, благодаря возможности быстро обмениваться информацией о пациенте и отсутствию необходимости транспортировки тяжелобольных, сократилось количество перевозок больных с 2,2 млн. до 1,4 млн., что привело к экономии около $0,5 млрд. ежегодно.
– В мире уже давно поняли, что не стоит бояться применения дистанционной диагностики и лечения. Современные технологии позволяют собрать о пациенте и проанализировать намного больше информации, чем 15-минутный очный прием, — считает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ и Независимого института социальных инноваций Лариса Попович. — Для передачи информации с гаджетов, следящих за здоровьем, для получения фотографий различных снимков и для переписки с пациентом не нужен быстрый интернет. При этом доля проникновения интернета в среднем по России составила около 70% в 2015 году, а широкополосный доступ уже имеют около 20% населения нашей страны, что является хорошей основой для применения телемедицинских технологий.
Какие прекрасные перспективы рисуют для нас авторы данного проекта: и грамотно все будет, и интернет грузиться не будет, и люди всех социальных слоев и возрастов смогут по скайпу с врачом, не выходя из дома, вылечиться, а если уж в больницу попадешь, то тебя могут проконсультировать столичные профессоры. Просто фантастическая картина какая-то. Вот только в реальности попасть на прием к тому же стоматологу, чтобы удалить зуб, непросто, а для того, чтобы пройти профилактический осмотр все также нужно взять талончик в регистратуре поликлиники. Годы идут, а организация оказания медицинской помощи пока, к сожалению, не меняется. И на мой взгляд, только хуже становится.