Новости города БезФормата.Ru
Иваново
Главные новости
 
Задать вопрос?

Король фанфуриков

Король фанфуриков - Иваново-Пресс
Король фанфуриков - Иваново-Пресс
Фото: www.ivpress.ru
Как сформировался колоссальный рынок нелегального алкоголя, замаскированного под «боярышник» и «косметику» Ю.Мельникова

То, что в России под видом косметических средств или лекарственных препаратов продается безакцизный алкоголь — ни для кого не секрет. Традиция уходит своими корнями в советскую эпоху с ее «тройными одеколонами» и «огуречными лосьонами». К тому же камуфляж запрещенного к обороту товара — отнюдь не отечественная находка: продавать дизайнерские наркотики и гашиш под маркой «удобрений» или «солей для ванн» начали на Западе лет за десять до того, как подобная мода пришла в РФ.

Владимир Брынцалов, глава завода «Брынцалов-А» (прежде «Ферейн»), никогда не скрывал, что сделал свое состояние на производстве спиртосодержащих лекарств

Иное дело — масштаб и оголтелая неприкрытость этого бизнеса, которые свидетельствуют о заинтересованности серьезных людей и обороте крупных сумм (параллельный алкогольный рынок составляет уже 20% от официального).

Кооператив «Пять Озер»

По итогам 2015 года самым продаваемым спиртным напитком в России, согласно британскому журналу Drinks International, стала водка «Пять Озер».  По данным издания, базирующаяся в Омске Алкогольная Сибирская группа произвела около 36 млн л водки под этим брендом — больше, чем у основных конкурентов «Синергии» (водка «Беленькая») и Roust («Зеленая марка»).

Чтобы добиться этих результатов, производителям пришлось приложить немало усилий — инвестировать в маркетинг, совершенствовать дизайн, договариваться с торговыми сетями, работать на минимальной марже, подключить административный ресурс покровителей для захода в торговые сети. Однако даже если сложить их показатели, они все равно уступят пальму первенства напитку, который в обиходе называют просто «боярышник».

Речь о спиртосодержащих лекарственных средствах и косметических изделиях, формально предназначенных для улучшения здоровья и ухода за внешностью, но в действительности потребляемых малообеспеченными слоями населения в качестве дешевой альтернативы водке, так называемых «фанфуриках».

Точных данных об объемах производства этого продукта в России нет, есть лишь оценки регуляторов и экспертов, но они однозначно говорят о существовании колоссального параллельного и совершенно нелегального рынка алкоголя. По подсчетам Росалкогольрегулирования (РАР), россияне ежегодно потребляют такие лосьоны и настойки «веселия ради» в объеме от 170 млн до 250 млн л в водочном эквиваленте (40% содержания этилового спирта), причем спрос устойчиво растет почти на 20% в год.

По данным Росстата, в 2015 году розничные продажи водки в России превысили 860 млн л. Прибавление другого крепкого алкоголя — коньяка, горьких настоек, виски и т.д. — дает суммарную емкость легального рынка — порядка 950 млн л. Таким образом, на «боярышник» приходится около 20% всего рынка — доля, которая и не снилась законопослушным водочным лидерам.

Регулятор не регулирует

О «боярышниковой» проблеме не первый год говорят в кабинетах всех уровней — от курирующего алкогольный рынок вице-премьера Александра Хлопонина до руководителей регионов и глав городских администраций по всей России.

«Еще одной важной темой для обсуждения стал непобедимый «боярышник» — так описывал одно из заседаний правительственной комиссии по госрегулированию алкогольного рынка глава РАР Игорь Чуян.

Однако пока так и не найдены способы ее решить. А значит, бюджет продолжает терять доходы. Ведь в отличие от легальных производителей алкоголя их коллеги, специализирующиеся на медпрепаратах и косметике, освобождены от уплаты акцизного налога (100 рублей за бутылку водки 0,5 л). Если бы с настоек и лосьонов уплачивались такие же акцизы, дополнительные доходы казны могли бы составить от 34 млрд до 50 млрд рублей в год.

Однако доказать, что производители выпускают алкоголь, а не лекарства и косметику с использованием спирта, практически невозможно. На флаконе каждого такого средства — «настойки овса», «настойки перца стручкового», «лосьона хлебного» и т.п. — инструкция по применению: «20–30 капель несколько раз в день до еды при расстройстве сердечной деятельности» или «втирать ватным диском в кожу лица для тонизирующего воздействия». А значит, предъявлять претензии бесполезно.

Куда уходят корни «боярышника»

Производством медицинских спиртовых настоек занимаются десятки российских предприятий. «В большинстве случаев это довольно примитивные с точки зрения оборудования цеха розлива спирта в потребительскую тару, — рассказывает источник в РАР. — Туда привозят этиловый спирт, смешивают с водой, разнообразными вкусовыми добавками и отдушками и разливают по бутылочкам «готовые лекарственные средства». Развернуть такое производство можно довольно быстро — оборудование стоит недорого».

Предприятия, производящие «фармсубстанцию этанол», хорошо известны РАР, как и имена их владельцев. «Каждый раз, проводя проверки полулегальных цехов, где производятся так называемые лекарственные спиртовые настойки, мы видим одно и то же: многочисленные пластиковые канистры из-под спирта с названиями одних и тех же компаний на этикетках», — признается наш собеседник.

Пить или не быть

Для контроля за использованием медицинского спирта с 1 января 2017 года будет введено использование системы ЕГАИС для производителей спиртовых фармсубстанций. Это позволит РАР отслеживать объемы производства медицинского спирта и маршруты его дальнейшего распространения. Однако это вряд ли скажется на объемах потребления «боярышника».

Сотрудники ЦИФРРА уверены, что если ввести акцизы на спиртосодержащие лекарственные препараты со ставками на уровне водочных, то последствия будут печальными. «90% спиртосодержащих лекарственных препаратов просто исчезнут с рынка. А рынок самогона вырастет до 500–600 млн л. Еще через пару лет он достигнет объемов 800 млн л», — прогнозирует ЦИФРРА.

И если в РАР в упор не замечают проблемы фанфуриков, значит, это кому-нибудь очень нужно.

Антиалкогольная кампания во времена М.Горбачева, даже при всех ее плюсах, была первой широкомасштабной акцией… по развалу СССР, поскольку самым серьезным образом подорвала финансовую стабильность государства. Вот как это описывает историк И. Фроянов:

«Финансовые потери, понесенные государством в период антиалкогольной кампании (а они за три года составят не менее 67 миллиардов рублей!), приобрели чрезвычайную остроту в связи со значительным сокращением поступления в бюджет «нефтедолларов», вызванным падением цен на сырую нефть на мировом рынке (это падение цен явилось результатом тайного сговора США и Саудовской Аравии – Ф.Р.).

Горбачев не мог не знать об отрицательных результатах введения «сухого» закона в некоторых странах, в частности в США, ибо на это ему указывали. Он не мог не понимать, что сокращение государственного производства спиртных напитков создает благоприятные условия для обогащения теневых дельцов. Можно, конечно, сказать: не знал и не понимал. Однако мы все же лучше думаем об интеллектуальных способностях нашего героя и потому предполагаем с его стороны полное знание и понимание всех этих вещей. Тут мы имеем специальный расчет. «Удар,  – говорит В.С. Павлов,  – был рассчитан точно. Мировой опыт попыток ввести «сухой» закон учит, что запреты для прививки трезвости населению бесполезны, но зато исключительно благоприятны для создания мафиозных структур и их обогащения…»

Выручка ивановской фармацевтической фабрики в 2015 году от подобной продукции составила 138,1 млн. рублей – 7,5 млн. упаковок

От себя замечу, что продажа алкоголя была одной из самых прибыльных статей советского государственного бюджета, но Б.Ельцин раздал многие доходные отрасли «своим да нашим». Теперь В.Путин пытается вернуть все обратно.

Недавно австрийская газета Die Presse сообщила:

«Владимир Путин хочет получить назад «свою» водку, а точнее, вернуть России права на известный водочный бренд «Столичная». В настоящий момент он находится в частных руках и, как считает Москва, должен вернуться под контроль государства и приносить доход в государственную казну», - пишет автор публикации. […]

«В 2015 году суд первой инстанции в Роттердаме вынес решение в пользу Кремля, в результате чего нынешний собственник бренда, российский «водочный король» Юрий Шефлер подал иск в апелляционный суд - он-то и должен вынести в эти дни свой вердикт», - сообщает автор, указывая на то, что Шефлер начинал создавать свою империю Spirits International при Борисе Ельцине. «Сегодня «Столичную», ставшую своего рода водочным хитом, можно купить по меньшей мере в 150 странах мира - ежегодно продается около 30 млн бутылок».

«Если судебный вердикт будет вынесен в пользу России, это может стать прецедентом. Путин со ссылкой на голландское судебное решение может инициировать волну исков против Spirits International. Москва утверждает, что Шефлер в свое время незаконно получил права на этот и другие бренды, нарушив существовавшие тогда законы», - говорится в статье.

Более того, замечает Die Presse, Путину может прийти в голову идея потребовать от Шефлера весь доход начиная с 1990 года. «Как и в нефтегазовой сфере, президент хочет расширить контроль государства и над другими доходными отраслями экономики», - приходит к выводу австрийское издание».

А вы как хотели? Надеюсь, что у В.Путина все получится.

Источники: «РБК», «Руспрес», «Скандары.ру», «Инопресса»

DSC07790 - Родильный дом №47 октября 2016 года в Иванове прошла выставка «Медицина и здоровье 2016», в которой приняли участие медицинские организации Иванова и области.
04.12.2016 Родильный дом №4
В целях дальнейшего развития и совершенствования форм обучения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний  области гражданской обороны,
04.12.2016 ОБУЗ ИКБ им. Куваевых
Всемирный день борьбы со СПИДом - ОБУЗ ИОНДВ 3-ем наркологическом отделении  1-го декабря проведены мероприятия в честь Всемирного дня борьбы со СПИДом.
04.12.2016 ОБУЗ ИОНД
17 ноября – Международный день отказа от курения - ОБУЗ ИвООД17 ноября в ОБУЗ ИвООД прошли мероприятия, посвященные Международному дню отказа от курения.
04.12.2016 ОБУЗ ИвООД
Укол - ОБУЗ Вичугская ЦРБ   В ОБУЗ Вичугская ЦРБ поступила вакцина «Гриппол» и «Гриппол плюс» для иммунизации взрослых и детей в ближайшее время поставки вакцины продолжатся.
04.12.2016 ОБУЗ Вичугская ЦРБ