Комплекс жертвы

Травля детей своими одноклассниками - актуальная школьная проблема. А по количеству преследований детей в интернете Россия вообще занимает первое место в мире Е. Ивина

Накануне начала учебного года особенно актуальным будет вопрос о взаимоотношениях в детском коллективе. Потому что от отношения с одноклассниками обычно зависит и общая успеваемость ученика.

По статистике, в России 32% подростков совершают насильственные действия против своих сверстников и около 27% школьников становятся жертвами психологической травли

Помню, когда я училась в средней школе, в нашем классе был мальчик, обычный мальчик Леша, которого мы всем классом открыто не любили. Причину этой общей неприязни я отчетливо не помню, но знаю, что Леше было очень некомфортно с нами. Поэтому он дрался, а мы в ответ обижали его.

Сейчас Лешу, нашего бывшего изгоя, я иногда вижу: не спившийся или исколотый бомж, вполне обычный успешный человек, не драчун, как это было раньше. Но причина его драк, на мой взгляд, - защитная реакция на агрессивных одноклассников. Чем дальше идет время, тем страшнее издевательства в школе. И не только со стороны сверстников. Думаю, многие читатели помнят резонансную историю о том, как учитель русского языка и литературы из Тулы обзывала и унижала своих подопечных прямо на уроке. Та же травля, только уже со стороны учителя.

Расцвет буллинга

По статистике, в России 32% подростков совершают насильственные действия против своих сверстников и около 27% школьников становятся жертвами буллинга (психологической травли). При этом кибербуллинг (травля в интернете) занимает в России первое место. Чтобы уменьшить психологическое давление на детей в школе, необходимо тесное взаимодействие учителей, родителей и самих детей.

Эксперты считают, что помимо создания безопасной инфраструктуры в школе, необходимо, чтобы весь педколлектив придерживался четкой и внятной позиции, что в школе не терпят и не допускают насилия. Для этого нужно прописывать четкие должностные инструкции для всего педагогического коллектива. Ни в коем случае нельзя умалчивать и скрывать случаи насилия в школе. ЮНЕСКО даже разработало методическое пособие для педагогических работников на эту тему и проводит дистанционное обучение учителей по профилактике насилия в школе.

«Девяносто процентов учителей, на мой взгляд, абсолютно безразличны к проблемам общения между учениками. Учителя считают, что недостаточно воспитывают родители детей, а родители сваливают все на школу. К сожалению, у нас в России подход к воспитанию детей отрицательный - и у родителей, и в школе.

Родители считают, что одели и накормили, а также купили новую игрушку, значит ребенок воспитан и благополучен. Они считают, что остальными вопросами должны заниматься учителя и школа. Но, к сожалению, нет воспитания ни от родителей и ни от школы. Дети просто выкормыши. А с детьми нужно разговаривать, показывать хорошие примеры человеческого общения и, естественно, говорить, что есть и плохое и что нельзя быть плохим и злым, - считает Марина Низова, мама шестиклассника.

«Я была предметом травли после девятого класса, когда нас объединяли по параллелям. Тогда «крутые» девочки собрались в стайку и травили более слабых и «некрутых», включая меня, - рассказывает Вероника Шеногорова. - И учителя принимали в этом активное участие. Но, к примеру, я человек такой, что не обращаю внимание на такие вещи, мне это было безразлично, я их этим бесила. Но некоторые девчонки ревели и занятия пропускали из-за этой травли. Учителям, повторюсь, было наплевать, они сами издеваться любили».

Не жертва, а мучитель

«На одном из родительских собраний у меня состоялся неприятный разговор с мамой одноклассника моего сына, - говорит Анна Долотова. - Оказывается, мой сын оказывает психологическое давление на ее сына, подговаривая детей в классе не дружить с этим мальчиком. Родительница эта написала заявление на имя директора, та обещала прийти на собрание и разобраться. Я не знала до этого дня о проблеме. Теперь боюсь, что сына поставят на учет. Мама мальчика сразу подчеркнула, что она - юрист,  и если внутришкольно не разберемся - она пойдет дальше.

После собрания состоялся разговор с сыном, он, конечно, все это видит немного в ином свете. Как мне сказал психолог на том же собрании, очень часто дети бывают разными: дома - одни, в школе - другие, а во дворе с друзьями - третьи. Порой родителям трудно представить, что их милый домашний «зайчик» способен кого-то обидеть или жестоко подшутить».

«Ботаник», «очкарик», «жиртрест»

«Дети, затравленные одноклассниками, не могут пожаловаться учителям, потому что в большинстве своем учителя не являются авторитетами для школьников и поэтому не могут разрулить ситуацию, - говорит учитель математики Наталия Максимова. - Я не хочу никого обидеть, но на практике все жалобы детей сводятся к тому, что ребенок оказывается сам виноват. Что говорит учитель в таких случаях? «Будь общительнее, дружи с детьми, не обращай внимания!» Лучше не обратить внимания, замолчать проблему, чем разбираться в ней с привлечением родителей, директора и прочих участников».

«Для меня эта тема сейчас актуальна - крестница заканчивает четвертый класс. У них постоянно формируются в классе группировки: одни смеются над другими и по кругу. Больше всего мне не нравится, что она сейчас боится чем-то выделиться. Чуть что - сразу мысль: «А вдруг будут смеяться», - говорит Елена Прохорова, 54 года. - Пытаюсь донести до нее, что сливаться с общей массой - это далеко не всегда хорошо. Не надо выпячивать какие-то свои достоинства или особенности, но при необходимости отстоять их нужно! И все равно ведь придется этому учиться, но чем позже, тем будет тяжелее».

Вообще умение грамотно, без истерики и никого не обижая, отстоять свое мнение - задача не из простых. Причина травли – в самих мучителях. Полноценный, уверенный в себе человек  никогда не будет издеваться над тем, кто слабее его. Это – способ самоутверждения и борьбы с собственными комплексами.

Жалость - способ защиты

Как советует психолог, очень важный фактор, который вы должны объяснить своему ребенку: «они издеваются над тобой, потому что они слабые. Они не нашли другого способа самореализации и, задирая тебя, таким образом борются с собственными страхами. Они стали «нападать» на тебя только потому, что сами боялись оказаться на твоем месте. За это они достойны жалости».

Да, это тоже решающая ступень преодоления – заменить чувство ненависти к обидчикам – чувством жалости. Кроме того, в некоторых случаях высказанное сочувствие может стать неплохим оружием.

Особенно это касается девочек, так как у мальчиков вопросы нередко решаются дракой. Если сказать мучителю: «Знаешь, а мне тебя жалко. Ты пытаешься меня задеть, потому что боишься. Потому что тебе самому – плохо» - в некоторых случаях это может стать завершением конфликта, потому что, «наступив» ему на самое больное, вы отбиваете охоту задирать.

Буллинг, увы, не проходит бесследно ни для одного из его участников. У бывших зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям. Если выяснится, что ваш сын или дочь выступали инициатором насилия, обязательно проведите с ними беседы о человечности, сострадании к ближнему, опасному влиянию толпы. Объясните ему, что завтра именно они могут стать жертвой травли в другом коллективе, например, в студенческом или рабочем.

Если же ваш ребенок оказался объектом издевательств, обязательно покажите его хорошему психологу. Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.

Будем надеяться, что с приходом в Министерство образования и науки нового министра школьникам и учителям в стенах учебного заведения будет «дышаться» намного комфортнее - будь то ЕГЭ или травля со стороны одноклассников. Вроде бы и других проблем, помимо этой психологической, в школе достаточно, но решать и ее тоже нужно сообща и в комплексе.

 
По теме
II полуфинал конкурса  Мероприятие пройдет в воскресенье 31 марта в 14.00 в большом зале Центра культуры и отдыха (пр.
По информации комитета по экологии Администрации города Иванова, в настоящее время с учетом приплода и регулярного пополнения численности животных без владельцев и за счет безответственных владельцев на улицах города Ива
Состоялось Первенство по волейболу памяти майора внутренней службы М.А. Бетилгиреева - Городской округ Вичуга 28 марта в с по рткомплексе «Ногинец» состоялось открытое Первенство  по   волейболу  памяти Муцы Бетилгиреева – майора внутренней службы, заместителя начальника вичугской  по жарной части,
Городской округ Вичуга
Региональный этап «Профессионалы» 2024 -день 1 - Медицинский колледж 26.04.24 г. прошел первый конкурсный день Регионального этапа по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2024 в Ивановской области по компетенции «Медицинский и социальный уход».
Медицинский колледж
Подведение итогов деятельности досугового объединения "Сударушки" - Центр соцобслуживания населения 28 марта в Наволокском комплексном центре социального обслуживания населения прошло мероприятие по подведению итогов деятельности досугового объединения «Сударушки» за год.
Центр соцобслуживания населения
Бенефис читателя - Библиотека для детей и юношества 27 марта 2024 года в рамках Недели детской и юношеской книги сотрудник отдела отраслевой литературы провела праздник «Бенефис читателя» для ребят детского сада N 29 города Иваново.
Библиотека для детей и юношества