Накануне начала учебного года особенно актуальным будет вопрос о взаимоотношениях в детском коллективе. Потому что от отношения с одноклассниками обычно зависит и общая успеваемость ученика.
По статистике, в России 32% подростков совершают насильственные действия против своих сверстников и около 27% школьников становятся жертвами психологической травли
Помню, когда я училась в средней школе, в нашем классе был мальчик, обычный мальчик Леша, которого мы всем классом открыто не любили. Причину этой общей неприязни я отчетливо не помню, но знаю, что Леше было очень некомфортно с нами. Поэтому он дрался, а мы в ответ обижали его.
Сейчас Лешу, нашего бывшего изгоя, я иногда вижу: не спившийся или исколотый бомж, вполне обычный успешный человек, не драчун, как это было раньше. Но причина его драк, на мой взгляд, - защитная реакция на агрессивных одноклассников. Чем дальше идет время, тем страшнее издевательства в школе. И не только со стороны сверстников. Думаю, многие читатели помнят резонансную историю о том, как учитель русского языка и литературы из Тулы обзывала и унижала своих подопечных прямо на уроке. Та же травля, только уже со стороны учителя.
Расцвет буллингаПо статистике, в России 32% подростков совершают насильственные действия против своих сверстников и около 27% школьников становятся жертвами буллинга (психологической травли). При этом кибербуллинг (травля в интернете) занимает в России первое место. Чтобы уменьшить психологическое давление на детей в школе, необходимо тесное взаимодействие учителей, родителей и самих детей.
Эксперты считают, что помимо создания безопасной инфраструктуры в школе, необходимо, чтобы весь педколлектив придерживался четкой и внятной позиции, что в школе не терпят и не допускают насилия. Для этого нужно прописывать четкие должностные инструкции для всего педагогического коллектива. Ни в коем случае нельзя умалчивать и скрывать случаи насилия в школе. ЮНЕСКО даже разработало методическое пособие для педагогических работников на эту тему и проводит дистанционное обучение учителей по профилактике насилия в школе.
«Девяносто процентов учителей, на мой взгляд, абсолютно безразличны к проблемам общения между учениками. Учителя считают, что недостаточно воспитывают родители детей, а родители сваливают все на школу. К сожалению, у нас в России подход к воспитанию детей отрицательный - и у родителей, и в школе.
Родители считают, что одели и накормили, а также купили новую игрушку, значит ребенок воспитан и благополучен. Они считают, что остальными вопросами должны заниматься учителя и школа. Но, к сожалению, нет воспитания ни от родителей и ни от школы. Дети просто выкормыши. А с детьми нужно разговаривать, показывать хорошие примеры человеческого общения и, естественно, говорить, что есть и плохое и что нельзя быть плохим и злым, - считает Марина Низова, мама шестиклассника.
«Я была предметом травли после девятого класса, когда нас объединяли по параллелям. Тогда «крутые» девочки собрались в стайку и травили более слабых и «некрутых», включая меня, - рассказывает Вероника Шеногорова. - И учителя принимали в этом активное участие. Но, к примеру, я человек такой, что не обращаю внимание на такие вещи, мне это было безразлично, я их этим бесила. Но некоторые девчонки ревели и занятия пропускали из-за этой травли. Учителям, повторюсь, было наплевать, они сами издеваться любили».
Не жертва, а мучитель«На одном из родительских собраний у меня состоялся неприятный разговор с мамой одноклассника моего сына, - говорит Анна Долотова. - Оказывается, мой сын оказывает психологическое давление на ее сына, подговаривая детей в классе не дружить с этим мальчиком. Родительница эта написала заявление на имя директора, та обещала прийти на собрание и разобраться. Я не знала до этого дня о проблеме. Теперь боюсь, что сына поставят на учет. Мама мальчика сразу подчеркнула, что она - юрист, и если внутришкольно не разберемся - она пойдет дальше.
После собрания состоялся разговор с сыном, он, конечно, все это видит немного в ином свете. Как мне сказал психолог на том же собрании, очень часто дети бывают разными: дома - одни, в школе - другие, а во дворе с друзьями - третьи. Порой родителям трудно представить, что их милый домашний «зайчик» способен кого-то обидеть или жестоко подшутить».
«Ботаник», «очкарик», «жиртрест»«Дети, затравленные одноклассниками, не могут пожаловаться учителям, потому что в большинстве своем учителя не являются авторитетами для школьников и поэтому не могут разрулить ситуацию, - говорит учитель математики Наталия Максимова. - Я не хочу никого обидеть, но на практике все жалобы детей сводятся к тому, что ребенок оказывается сам виноват. Что говорит учитель в таких случаях? «Будь общительнее, дружи с детьми, не обращай внимания!» Лучше не обратить внимания, замолчать проблему, чем разбираться в ней с привлечением родителей, директора и прочих участников».
«Для меня эта тема сейчас актуальна - крестница заканчивает четвертый класс. У них постоянно формируются в классе группировки: одни смеются над другими и по кругу. Больше всего мне не нравится, что она сейчас боится чем-то выделиться. Чуть что - сразу мысль: «А вдруг будут смеяться», - говорит Елена Прохорова, 54 года. - Пытаюсь донести до нее, что сливаться с общей массой - это далеко не всегда хорошо. Не надо выпячивать какие-то свои достоинства или особенности, но при необходимости отстоять их нужно! И все равно ведь придется этому учиться, но чем позже, тем будет тяжелее».
Вообще умение грамотно, без истерики и никого не обижая, отстоять свое мнение - задача не из простых. Причина травли – в самих мучителях. Полноценный, уверенный в себе человек никогда не будет издеваться над тем, кто слабее его. Это – способ самоутверждения и борьбы с собственными комплексами.
Жалость - способ защитыКак советует психолог, очень важный фактор, который вы должны объяснить своему ребенку: «они издеваются над тобой, потому что они слабые. Они не нашли другого способа самореализации и, задирая тебя, таким образом борются с собственными страхами. Они стали «нападать» на тебя только потому, что сами боялись оказаться на твоем месте. За это они достойны жалости».
Да, это тоже решающая ступень преодоления – заменить чувство ненависти к обидчикам – чувством жалости. Кроме того, в некоторых случаях высказанное сочувствие может стать неплохим оружием.
Особенно это касается девочек, так как у мальчиков вопросы нередко решаются дракой. Если сказать мучителю: «Знаешь, а мне тебя жалко. Ты пытаешься меня задеть, потому что боишься. Потому что тебе самому – плохо» - в некоторых случаях это может стать завершением конфликта, потому что, «наступив» ему на самое больное, вы отбиваете охоту задирать.
Буллинг, увы, не проходит бесследно ни для одного из его участников. У бывших зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям. Если выяснится, что ваш сын или дочь выступали инициатором насилия, обязательно проведите с ними беседы о человечности, сострадании к ближнему, опасному влиянию толпы. Объясните ему, что завтра именно они могут стать жертвой травли в другом коллективе, например, в студенческом или рабочем.
Если же ваш ребенок оказался объектом издевательств, обязательно покажите его хорошему психологу. Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.
Будем надеяться, что с приходом в Министерство образования и науки нового министра школьникам и учителям в стенах учебного заведения будет «дышаться» намного комфортнее - будь то ЕГЭ или травля со стороны одноклассников. Вроде бы и других проблем, помимо этой психологической, в школе достаточно, но решать и ее тоже нужно сообща и в комплексе.