Ивановское УФАС России отвечает на вопросы участников публичных слушаний

5 июня 2018 года  состоялись публичные слушания по вопросам правоприменительной практики законодательства о контрактной системе в сфере закупок.   Представители Ивановского УФАС России совместно с группой экспертов обсудили наиболее актуальные и проблемные вопросы правоприменения норм Федерального закона №44-ФЗ. На мероприятии присутствовало 120 человек: представители  контрольно-надзорных органов, региональных департаментов, органов местного самоуправления Ивановской области, общественных организаций, бизнес-сообщества, представители  заказчиков и  др. По итогам мероприятия участники слушаний заполнили анкеты, в которых задали ряд вопросов. Ответы на вопросы приведены  ниже.

1. В конкурсной документации есть ссылка на нормативно-правовой акт субъекта РФ. В открытом доступе данного документа нет, запрос в систему «Консультант» не дал результата. Каким образом поступать участнику закупки? В контракте есть ответственность за несоответствие данному акту. Закупка продуктов питания.

Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Вследствие указанного выше, рекомендуем обратиться с соответствующим запросом к Заказчику по закупке.

 

2. Какова ответственность заказчика за невыборку всего объема товаров по контракту (менее 90%)?

Заключен договор поставки, покупатель выбирает не весь объем по условиям договора. Как обязать покупателя выбрать объем? Срок договора приближается к окончанию.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 534 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.

На основании указанного выше, по мнению Ивановского УФАС России, государственному заказчику предоставлено право отказаться от товаров в случаях, когда потребность в товарах соответствующего вида отпала. Однако государственный заказчик может воспользоваться своим правом лишь при условии, если он возмещает поставщику все убытки, причиненные отказом.

 

3. Мы выиграли тендер на 1,5 млн. руб. Для его исполнения требуется участие другого юридического лица на договорной основе в сумме 50% от тендера. Должен ли выигравший участник закупки проводить еще раз торги на ту же тему, что и тендер для выбора подрядчика?

Заключение унитарным предприятием гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, регулируется Законом о контрактной системе. Закон о контрактной системе в ч. 2.1 ст. 15 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень исключений, при которых унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2016 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

П. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона о контрактной системе установлено исключение, в соответствии с которым государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2016 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в качестве исполнителя по контракту.

Таким образом, в случае если унитарным предприятием в соответствии с Законом о контрактной системе заключен контракт (в качестве исполнителя), при привлечении соисполнителей применяется Федеральный закон от 18.07.2016 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», но исключительно в объемах, необходимых для исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе.

 

4. Исполнение контракта по этапам (ежемесячная оплата): нужно ли при исполнении контракта выделять (разделять) весь срок исполнения контракта на отдельные этапы с указанием сумм и сроков этапов? Или достаточно размещать документы о приемке и оплате в исполнении контракта?

Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе.

По мнению Ивановского УФАС России, в случае, если контрактом отдельные этапы исполнения контракта не предусмотрены, указанный отчет размещать не нужно. Ежемесячное, еженедельное, ежедневное подписание товарных накладных на товар, соответствующая оплата поставленного товара в рамках контракта не может быть приравнена к отдельному этапу исполнения контракта.

 

5. Законом о контрактной системе предусмотрено размещение документа о приемке (п. 13 ч. 2 ст. 103) в течение 3 рабочих дней, но в ЕИС отсутствует конкретный раздел для данных документов. В какой части карточки контракта размещать документы о приемке? в исполнении контракта или добавлять документ при исправлении контракта?

П. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом.

Вследствие чего, по мнению Ивановского УФАС России, документы о приемке необходимо размещать в информации об исполнении контракта.

 

6. Информацию по цене контракта и объемам монополисты или гарантирующие поставщики присылают после начала оказания услуг, после 1 января, таким образом, размещение извещения с единственным поставщиком, как и заключение контракта, происходит после фактического начала оказания услуг. Дата заключения контракта не ранее чем через 5 дней после размещения извещения. Какая дата начала исполнения контракта указывается в реестре контрактов?

По мнению Ивановского УФАС России, дату начала исполнения контракта следует заполнять в соответствии с предусмотренным контрактом сроком начала исполнения контракта.

 

7. В реестре контрактов указывается «Дата окончания исполнения контракта». При занесении сведений о контракте в реестр указывается плановая дата исполнения контракта. При расторжении контракта подлежит ли дата исполнения изменению на соответствующую дату в соглашении о расторжении? При досрочном исполнении – подлежит ли дата исполнения изменению?

Дата окончания исполнения контракта указывается в соответствии со сроками исполнения контракта. Вследствие чего, при расторжении контракта дата исполнения подлежит изменению на соответствующую дату в соглашении о расторжении. Аналогично при досрочном исполнении – дата исполнения подлежит изменению.

 

8. Возможно ли заключение контракта с единственным поставщиком, например, на основании пп. 1, 8 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, на сумму меньшую, чем указано в извещении о проведении закупки у единственного поставщика (в извещении указывается начальная максимальная цена контракта)?

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Закона о контрактной системе и ст. 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, если ст. 34 Закона о контрактной системе исключений не предусмотрено, то контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

 

9. При подготовке документаций и извещений необходимо ли учитывать три рабочих дня на осуществление контроля контролирующим органом при расчете окончания срока подачи заявок?

Ивановское УФАС России рекомендует заказчикам при расчете окончания срока подачи заявок, учитывать срок, предусмотренный на осуществление контроля контролирующим органом.

Контролирующий орган информацию о сроках размещения извещений и документаций заказчиком может отследить в отрытой части официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

 

10. В качестве обеспечения исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона, исполнителем была предоставлена банковская гарантия. В заключенном контракте также имеется условие, предусматривающее право заказчика произвести оплату по контракту за вычетом размера неустойки (в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения по контракту). Возможно ли Заказчику использовать данное право и произвести оплату по контракту в меньшем размере?

Вопрос удержания неустойки (штрафа, пени) из банковской гарантии, предоставленной поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, не регламентирован.

По мнению Ивановского УФАС России, неустойка может быть уплачена из средств банковской гарантии, в случае если условиями выдачи банковской гарантии не предусмотрено иное.

 

11. Как отразить в сведениях о контракте «гарантийный срок», если по контракту он начинается с даты подписания товарной накладной. Когда подаются сведения о контракте (3 рабочих дня), товар еще может быть не поставлен и товарная накладная еще не подписана. Поэтому заполнить данную графу в сведениях о заключенном контракте нельзя заполнить. Как быть?

По мнению Ивановского УФАС России, при указанных обстоятельствах нужно ставить дату начала исполнения контракта поставщиком.

 

12. Необходимо ли государственный контракт сопровождать банковской гарантией? Если да, то почему?

Ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), п. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83, п. 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с п. 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Таким образом, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

 

13. Как правильно рассчитать начальную (максимальную) цену контракта?

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются на основании положений ст. 22 Закона о контрактной системе.

 

14. Должен ли сотрудник, занимающийся закупками, быть обучен Закону о контрактной системе?

Положениями ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 №625н, №626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок». Стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями ст. 9 Закона о контрактной системе.

 

15. Правомерно ли со стороны заказчика в случае просрочки поставщиком поставки товара не расторгать контракт с применением неустойки и включением в реестр недобросовестных поставщиков, а дождаться надлежащего исполнения (фактической поставки) и взыскать с поставщика пени?

Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

На основании ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является правом заказчика. Вместе с тем, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет требование об уплате неустойки.

 

16. Правомерно ли при заключении контракта на поставку автомобильного бензина включить в контракт условие, что поставка является разовой и топливо безвозмездно хранится поставщиком? Или предпочтительнее этапность поставки?

Заказчик формирует объект закупки исходя из своей потребности в обеспечении надлежащей деятельности Учреждения, формирование предмета закупки должно быть обусловлено потребностями заказчика.

Вместе с тем, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. На основании указанной нормы, заказчикам следует включать в объект закупки такие условия, которые не повлекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, заказчик на момент формирования объекта закупки должен обосновать свою потребность в разовой поставке и хранении поставщиком топлива.

 

17. Что делать заказчику, если в заявке на участие в запросе котировок участник закупки указывает цифрами и прописью разную сумму?

Ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок по одному из следующих оснований: если заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок; если предложенная в заявке цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок; если участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Ивановское УФАС России рекомендует заказчикам прописывать требование, что цена прописью должна соответствовать цене, указанной цифрами либо может быть установлено приоритет цифрового обозначения цены над обозначением, указанным прописью и т.д.

Если заявка не соответствует требованиям извещения о проведении закупки, то она подлежит отклонению. В рассматриваемом случае при отсутствии указанных выше требований в принципе невозможно определить, какое ценовое предложение подал участник закупки, что свидетельствует о непредставлении информации, предусмотренной ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе.

 

18. Правомерен ли отказ Заказчика от принятия иного товара по контракту с улучшенными характеристиками?

В соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте.

 

19. Какая дата заключения контракта в случае наличия нескольких протоколов разногласий и протоколов согласования разногласий к контракту?

Согласно ч. 8 ст. 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного ч. 7 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

 
По теме
Контроль за исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) своих обязательств по муниципальным контрактам обсуждался 14 июня в городской администрации.
5 июня 2018 года состоялись публичные слушания по вопросам правоприменительной практики законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
    Акционерное общество «Водоканал» сообщает: в связи с аварийной ситуациях на сетях водоснабжения сегодня временно прекращена подача водоснабжения в городском округе Шуя по следующим адресам:  • ул.
По окончании зимнего периода на всех улицах, которые обрабатывались противогололёдными материалами, в обязательном порядке производятся работы по механизированному сбору и вывозу сезонных грунтовых наносов (смёта).
  Продажи бутилированной воды растут с каждым годом. Многие покупают воду в бутылках не только в жаркую погоду на улице, но и для ежедневного употребления дома.
В 2024 году в Ивановской области запланирован ремонт 122,7 км региональных дорог, в том числе дорог до малых и отдаленных сельских населенных пунктов, а также 210 дорог в муниципалитетах протяженностью 102,5 км.
В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в текущем году отремонтируют один из социально-значимых объектов - автомобильную дорогу Шуя – Введенье – Горицы протяжённостью более 16 км.
Главное, чтобы не накаркали Автор: Александр Элькинд Власти городского округа Кинешма Ивановской области своим постановлением от 15 марта назначили на 10:00 26 сентября 2024 года время проведения тренировки по ликвидации
В связи с производством ремонтных работ с отключением электросетевого оборудования АО «Объединённые электрические сети» 21.03.2024 с 08:30 до 16:30 будет отсутствовать электроснабжение следующих электросетевых объектов:
В 2024 году в Ивановской области запланирован ремонт 122,7 км региональных дорог, в том числе дорог до малых и отдаленных сельских населенных пунктов, а также 210 дорог в муниципалитетах протяженностью 102,5 км.
В связи с производством ремонтных работ с отключением электросетевого оборудования АО «Объединённые электрические сети» 20.03.202 4 будет отсутствовать электроснабжение следующих электросетевых объектов:
Первый этап Автор: Александр Элькинд Муниципальному казенному учреждению городского округа Тейково «Служба заказчика»  требуется исполнитель для выполнения работ по замене участка водопроводной сети длиной 2,5 км в месте
Уважаемые жители! Ресурсоснабжающая организация ООО «Тепло Людям. Южа» информирует, что 14 марта будут проводиться плановые ремонтные работы в тепловой камере на линии теплоснабжения в районе ул.
На базе исправительной колонии №4 УФСИН России по Ивановской области прошли учебно-методические сборы руководителей подразделений ведомственной пожарной охраны - УФСИН по Ивановской области В ИК-4 проведены пожарно-тактические учения, участие в которых принимали сотрудники пожарной части 1 разряда,
УФСИН по Ивановской области
Утвержден Сводный план тушения лесных пожаров - Шуйские Известия Сводный план тушения лесных пожаров на 2024 год – основной документ системы организации охраны лесов от пожаров - утвердил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский.
Шуйские Известия
Региональный этап «Профессионалы» 2024 -день 1 - Медицинский колледж 26.04.24 г. прошел первый конкурсный день Регионального этапа по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2024 в Ивановской области по компетенции «Медицинский и социальный уход».
Медицинский колледж
Испанские корни и русская душа - Библиотека для детей и юношества 27 марта 2024 года в Доме на Крутицкой состоялась творческая встреча с ивановским литератором, членом Союза писателей России Натальей Мануэловной Менендес.
Библиотека для детей и юношества